г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"  

Методические разработки для учителей истории

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

 Приемы РКМ технологии на уроках истории. О.В. Ворожейкина

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приёмы технологии

На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий. 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ТРИ ФАЗЫ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ-
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
 – маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
 – ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
 – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально -  парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям-
предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

 

 – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-
следственных связей между блоками информации;
 – возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
 – ответы на поставленные вопросы;
 – организация устных и письменных круглых столов;
 – организация различных видов дискуссий;
 – написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе ;
 – исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация  изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

 

Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг нее планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты – свои спутники, у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. 

Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «гроздьях». Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии. Это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями». На стадии рефлексии работа с кластерами завершается, учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческую работу. Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо вам знакомыми. Например, дать ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. 

Другой прием, «верные и неверные утверждения». Например, началом уроков по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

это было время расцвета литературы и искусства;

была восстановлена система ГУЛАГА;

была ужесточена цензура;

видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР. 

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Еще один прием данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт» (Воган и Эстес, модификация Мерпедит и Стил)

ИНСЕРТ 

I – interactive
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал 
S – system системная разметка «+» - новое 
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе 
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы 
Т – thinking

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Визуальным формам организации материала отводится большое значение в технологии развития критического мышления. Эти формы применяются как творческая рефлексия, и не только. Учащиеся с помощью предложенных приемов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приемы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Ценность рисунков и схем на стадии вызова высока, и мы хотим вас познакомить с возможными графическими заданиями на этой стадии.

Авторы программы предлагают множество приемов и методов визуальной организации материала, которые могут быть использованы на уроках, проводимых по технологии развития критического мышления.

Прием «Выглядит, как... Звучит, как ..

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология». 
 

Выглядит как...

Звучит как...

– Часы – Конвейер Ступеньки лестницы – Яркая картинка

– «Это ново!» – «Это интересно!» – песня: куплет, припев

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

На стадии вызова «работает» и прием «П» – «М» – «И»: таблица «Плюс – минус – интересно». 

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: 
 

 «П» 

информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер, 

 «М»  

негативный,

 «И» 

наиболее интересные и спорные факты 

 «?» 

 «Есть вопросы»

При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам. 

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным

Пример из практики. 
Урок географии по теме «Открытие Южного полюса»

На стадии вызова учитель выписывает на доске ассоциации, которые возникают у учащихся в связи с понятием «Южный полюс».

Например, снег, холод, сияние, чернота, опасность.

Следующим заданием станет подготовка к работе с «Концептуальной таблицей». Учащиеся работают группами. На доске дана заготовка таблицы, в которой заполняются «линии сравнения».

Пример из практики.

Представьте, что вы собираетесь в дальнее опасное путешествие, например, на полюс. Вы организаторы этого путешествия. Что бы вам понадобилось для этого путешествия? Предложения учащихся записываются в графу «Линии сравнения».

Например, команда, животные, хорошие карты, снаряжение, опыт, удача 

На смысловой стадии учащимся предлагаются два текста о путешествии Р.Ф. Скотта и Р. Амундсена. Их задача - сравнить два этих путешествия по параметрам, которые они сами предложили на стадии вызова, дополнить «линии сравнения», если необходимо.

На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы:
 

Линии сравнения

Роберт Фалкон Скотт

Рауль Амундсен

Команда

 

 

Снаряжение

 

 

Опыт

 

 

Погода

 

 

Удача

 

 

Дома предлагаем выполнить творческое задание: написать «Страничку из дневника путешественника».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. 

Порядок написания синквейна:

Первая строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка
два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока
три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка
короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка
одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Технология располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. А вы готовы попробовать? Не спешите отвечать на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
 

Я готов применять технологию развития критического мышления на своих уроках

Да

Нет

 

 

Вывод:

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Технологии развития критического мышления посвящены следующие публикации:

  1. Т. Г. Галактионова Современный студент в поле информации и коммуникации / Т.Г. Галактионова, И.О. Загашев // Пособие для преподавателей вузов, учителей средних школ, студентов педагогических вузов и колледжей. – СПб.: «Петроградский и К», 1999. – С. 36 – 52.
  2. Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения  Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001.– С.16–18.
  3. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – С. 61–65.
  4. Чтение и письмо для развития критического мышления / Под ред. Казаковой Е.И. Программа семинаров. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1999. – С.22.
  5. Рефлексивный анализ педагогической деятельности // Школа молодых ученых. Вып. 1. Научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – С.179 – 182.
Hosted by uCoz