|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. "Есть только два сорта людей: настоящие - они сами заботятся о себе, и не настоящие - заботу о себе они взваливают на плечи окружающих и врачей. К какому сорту вы относите себя?" Поль Брег Здоровый Образ Жизни Социальное поведение отказ от разрушителей здоровья. Личная гигиена уход за кожей тела, полостью рта, гигиена одежды и жилья. Рациональное питание белки, жиры, углеводы. Оптимальный двигательный режим закаливание, утренняя гимнастика, бассейн, спортивные секции. Психокоррекционные мероприятия борьба со стрессом. Здоровье человека 15% - медицина 15% - наследственность 15% - экология 55% - образ жизни Будь здоров!Основные направления здоровьесбержения в школе
План работы по здоровьесбережению на 2007-2008 у.г.
Охват горячим питанием
Цель программы: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося. Задачи программы: 1. Осуществлять медико-физиологического, социального и психологического контроля за состоянием здоровья обучающихся. 2. Улучшать показатели физического и психического здоровья. 3. Организовывать и проводить мероприятия по ОТ и укреплению здоровья. 4. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ: День Здоровья; ежедневная утренняя зарядка до уроков в 1 смене; динамические перемены для детей 1-5 классов; динамический час для первоклассников; спортивные зачеты; военно-спортивные соревнования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» Программа по здоровьезбережению на 2007-2010 годы «БуДЬ ЗДОРОВ» г. Новокузнецк 2008 Авторский коллектив:
Батракова Любовь Григорьевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», Почетный работник общего образования РФ;
Мочалова Олеся Валерьевна, педагог – организатор по безопасности жизнедеятельности;
Дробина Вера Анатольевна, заместитель директора по научно – методической работе; Казаковцева Раиса Сафроновна, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности;
Программа по здоровьезбережению Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» на 2007-2010 г. представляет собой долгосрочный стратегический документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы. Программа может представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов – организаторов по безопасности жизнедеятельности и заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности.
Содержание Паспорт программы развития. Введение.
Информационно – аналитическая справка. · численность детей; · количество групп продлённого дня; · физическое развитие школьника; · охват профилактическими осмотрами; · результаты лабораторного обследования; · количество детей, обучающихся на дому; · показатели состояния здоровья; · количество детей ивалидов; · структура хронического заболевания; · охват обучающихся горячим питанием; · занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.
Комплексная работа по здоровьезбережению. · медицинское обеспечение в школе. · создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе; · образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни.
Этапы реализации программы «Будь здоров».
Концептуальное обоснование программы «Будь здоров».
Паспорт программы развития
Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относят заболевания глаз, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения. В рамках модернизации системы образования задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом. Ухудшение социально - экономических условий жизни обостряет проблему сохранения здоровья детей. На 1000 детей в России рождается один здоровый ребенок. Такая динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся. Сложившаяся ситуация требует серьезного отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
В связи с этим создание здоровьесберегающей среды в школах должно быть обязательным условием организации учебно-воспитательного процесса.
Скоординированная деятельность администрации школы, педагогов, психолого-валеологической службы, социального педагога и врачей в соответствии с общешкольной программой «Будь здоров» позволит сформировать в школе такие условия, которые сохраняют здоровье школьников и укрепляют его. Реализация данной программы в школе предотвратит развитие начальных форм патологических изменений у обучающихся, устранит ряд учебных факторов риска, поднимет уровень работоспособности обучающихся и тем самым повысит продуктивность обучения.
1. Диагностика состояния здоровья; 2. Методические рекомендации классным руководителям по формированию у обучающихся гигиенических навыков; 3. Программа учебных предметов (ОБЖ, окружающий мир, физическая культура); 4. Дни Здоровья; 5. Мероприятия, посвящённые «Дню Защитника Отечества». 6. Программа летнего оздоровительного сезона; 7. Школьные планы и программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.
Законодательной базой для разработки программы по здоровьесбережению «Будь здоров» являются следующие документы:
* Приказы Министерства образования, Министерства здравоохранения, Департамента образования: · № 176/2017 от 30.05.2002 года «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»; · № 139 от 04.04.2003 года «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»; · № 26/4100 – 6 от 30.10.2003 года «О приведение в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в ОУ»; · № 781/11 от 23.01.04 года «О проведении физической культуры в ОУ»; · № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 года «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ»; · № 27/2573 – 6 от 03.02.2003 года «О проведении Всероссийского дня здоровья детей»; · № 520/07 от 03.0202003 года «О проведении Всероссийского дня здоровья детей».
* Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266 – 1 в редакции от 22.08.2004 года № 122 – фз..
* Конвенция о правах ребёнка.
* Санитарно – эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44.
* Постановление Администрации Кемеровской области от 19.03.2002 года № 27 «О мерах по улучшению положения детей в Кемеровской области».
Информационно – аналитическая справка.
* Численность детей в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» - 767.
* Количество групп продлённого дня – 20. Численность детей в них – 460.
* Наличие медицинских кабинетов – 1. Оснащённость медицинского кабинета: - ростомерами – 1; - весами – 1; - тонометрами – 2; - аптечками неотложной помощи – 1.
* Физическое развитие школьников: - среднее – 597; - ниже среднего - 28/12; - выше среднего - 90/40.
* Распределение школьников по группам здоровья:
* Распределение по медицинским (физкультурным) группам:
* Охват профилактическими осмотрами:
* Результаты лабораторного обследования:
* Тубинфицированные - 486.
* Количество детей, обучающихся на дому – 6.
* Показатели состояния здоровья:
* Структура хронических заболеваний:
Всего: 159
* Количество детей – инвалидов - 10.
* Охват обучающихся горячим питанием:
Количество детей, охваченных организованным горячим питанием - 251. Количество детей, охваченных неорганизованным питание - 264.
Доля детей, получающих горячее питание, растет:
Питьевой режим организован в столовой путем раздачи охлажденной кипяченой воды в специально отведенном месте. Проводится регулярная витаминизация школьников.
Комплексная работа по здоровьезбережению МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13».
Медицинское обеспечение в школе.
Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицины. Школьный медицинский работник отвечает за использование профилактических программ, за помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (проветривание, освещенность рабочего места), организует проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья, заполняет вместе с валеологом «Паспорт здоровья» обучающихся, участвует в проведении психолого- педагогического консилиума, на котором решаются вопросы, касающиеся проблем здоровья. Уровень заболеваемости учащихся 5 класса
Уровень заболеваемости учащихся 10 класса
На современном этапе развития системы общего образования особое внимание педагогов – ученых и практиков занимают технологии сохранения и развития здоровья, учащихся в образовательном процессе. Наблюдаемые тенденции разрушения здоровья подрастающего поколения являются на сегодня одной из важнейших проблем всего человечества. Педагогические аспекты решения этой проблемы не могут ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и обеспечением определенного уровня их грамотности, но характеризуются, в том числе, разработкой и внедрением технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.
Создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе.
Для того чтобы создать такие условия, необходимо соблюдение требований СанПинов, которые позволяют снизить утомляемость даже при максимальных и интенсивных педагогических технологий, улучшить функциональное состояние организма, способствовать сохранению адаптационных возможностей детей. С учетом возрастных особенностей детей для увеличения режима двигательной активности разработан комплекс утренней зарядки, проводимый ежедневно физруками класса. Упражнения направлены на постепенное стимулирование всех физиологических процессов и укрепление тонуса нервной системы.
Подвижность нервных процессов у учащихся 5 класса
Подвижность нервных процессов у учащихся 10 классов
Оздоровительная работа с общающимися и воспитанниками осуществляется в каникулярное время через: - организацию школьного лагеря, где летом было оздоровлено 100 человек, осенью – 70 человек; - поездки в цирк и театр города Новокузнецка в зимние каникулы; - праздники здоровья; - оздоровительные мероприятия на школьной спортивной площадке. Мониторинг психолого-физического развития обучающихся, профилактика и коррекция ведущих форм патологии, увеличение режима двигательной активности, обеспечение благоприятного психологического климата в воспитательно-образовательном процессе, контроль дозированности домашнего задания, укрепление материальной базы обучающегося – вот целый комплекс задач обеспечивающих создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе.
Образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни.
Деятельность педагогического коллектива по здоровьесбережению в условиях школы №13 осуществляется по программе «Будь здоров», включающая в себя пять модулей.Один из них – образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим, не будет здоровым, несмотря на все усилия семьи и школы. Только личная ответственность в сочетании с необходимой компетентностью позволяет достичь результата. Вот почему в школе №13 создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни.Начинается эта работа с уроков в начальной школе. Таким образом, обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье, а результаты диагностики отражают положительные тенденции психологического развития детей. Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе
В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного в начальной школе. Формирование установок на здоровый образ жизни учащихся продолжается на базовых предметах и уроках ОБЖ. Одним из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение является двигательная активность. Она рассматривается как естественная потребность на всех этапах организма, в особенности в период развития, который совпадает с периодом обучения в школе. Дозируемая физическая нагрузка является важнейшим фактором коррекции образа жизни, от которого в основном (на 50-55%) зависит здоровье, поэтому необходимо повышение двигательной активности ученика на уроке различными способами. Структура подвижного урока включает 4 основные здоровьесберегающие педагогические технологии: режим динамических поз, физминутки, оздоровительные паузы и передвижение по классу.
Режим динамических поз – обучение в системе периодической смены позы «сидя» на позу «стоя». Следуя методике В.Ф. Базарного, педагог планирует построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Режим динамических поз применяется во время занятий за компьютером. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает потребность к более продолжительному стоянию. В целом такой режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе и их познавательные способности. Модель «подвижного урока» подразумевает включение в план каждого урока валеологического сопровождения. Подготовка требует от учителя большого творчества: продумать каждый этап урока, подобрать необходимые комплексы упражнений, тренингов, физкультурно-оздоровительных пауз. Коллектив школы №13 использует отдельные моменты модели подвижного урока во время проведения нестандартных форм обучения: деловые и ролевые игры, уроки-полеты, игры - соревнования, и т.д. Физминутки способствует снятию утомления и состоят из комплекса физических упражнений, выполняемых в течение 1-2 мин. Во время урока. Так комплекс упражнений для 1-4 классов состоит из 2-3, для 5-11классах из –3-4 желательно. По содержанию физминутки различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц, систему органов. Школьная служба сопровождения разработала несколько вариантов физминуток и рекомендации проведения их. Во время проведения физминуток осуществляется дополнительное проветривание класса. Начинается выполнение комплекса упражнений с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем упражнения на сосредоточенность внимания и актуализацию определенной группы мышц. Оздоровительные паузы – это не только физические, но и пальцевые, дыхательные упражнения, психологические тренинги, самомассаж. В зависимости от предмета, вида деятельности на уроке проводим оздоровительные паузы, диапазон которых расширен. Давно введено в расписание школьных занятий динамический урок на свежем воздухе в начальной школе, который снимает напряжение и увеличивает двигательную активность.Уроки с повышением двигательной активности способны снять напряжения с мышц, зрительного анализатора, улучшить кровообращение головного мозга, что способствует повышению работоспособности, развитию функции памяти, внимания, восприятия, а в целом повышению качества образования. Обучение здоровому образу жизни осуществляется через многообразные формы классных часов. Проводятся в форме дискуссий («Жизнь с болезнью», «Степной огонь»), деловых игр и соревнований, практических занятий по теме «Скорее скорой», а также бесед и лекций о здоровом образе жизни. С целью формирования сознательных установок на здоровый образ жизни проводятся коллективные творческие дела: * дискуссия «Молодежь и алкоголь»; * викторина «Если хочешь быть здоров!».
Коллективные творческие дела направлены на решение задач : - воспитание у детей ответственного отношения к своему здоровью в противовес нарастающей среди школьников табако -, нарко – и алкогольной зависимости; - способствовать формированию навыков безопасного поведения в природе и быту, а также понимания, что здоровье – это бесценный дар.
Ежегодно проходит декада «Скажи наркотикам – нет!», социологический и анкетный опрос среди учащихся на темы: «Об этом говорят с тревогой», «Тенденции к риску у старшеклассников»; серия классных часов под рубрикой «Об опасностях, которые рядом»; встреча с врачом – наркологом; выпуск листовок, памяток, рекомендаций, буклетов; родительское собрание «Защитим наших детей от наркотиков»; участие детей во Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, где были предоставлены конкурсные работы: «Здоровый образ жизни как фактор защиты от наркозависимости», «Роль учреждения образования в первичной педагогической профилактике употребления учащимися наркотических средств»; преподаватели биологии, химии проводят «Уроки здоровья» о вреде табакокурения, алкоголя, наркомании, а на остальных предметах вводятся элементы профилактики наркомании в зависимости от темы урока с применением мультимедийных программ. Заслуживает внимание интегрированный принцип в обучении основам здоровья. Межпредметные связи осуществляются на уроках химии и физики (интегрированный урок на тему: «Физико-химические свойства воды и здоровье человека»), биологии и физкультуры (интегрированный урок «Деятельность сердечно-сосудистой системы»), математики и информатики и др. Ученики 1 – 9 классов, занимающиеся в спортивных клубах чаще склонны завышать свою самооценку в отличии от своих ровесников, а в 10 классе 100% учащихся, участников клубов и студий имеют адекватную самооценку.
Сегодня, когда говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в образовательно – воспитательном процессе, не вызывает сомнения мысль о том, что негативная или позитивная социальная ситуация, наличие или отсутствие психологического комфорта оказывают влияние на состояние психики школьника.
Этапы реализации программы.
1 этап – организационный:
На организационном этапе осуществляется анализ образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. С этой целью мы планируем изучать:
- факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.); - базовые характеристики инфраструктуры школы (качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы); - элементы здоровьесберегающей деятельности (используемые в образовательно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии, средства и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников); - обучение и воспитание в области здоровьесбережения (перечень используемых в школе форм и методов формирования ценности здоровья и обучения здоровому образу жизни) - учебная нагрузка (организация учебного процесса - расписание уроков, продолжительность уроков, объем дополнительной нагрузки); - организация и формы физического воспитания (объем физических нагрузок различных форм в рамках расписания) - физкультурно-оздоровительная работа (структура и объем физкультурно-оздоровительных нагрузок вне расписания); - динамика текущей и хронической заболеваемости.
Ожидаемые результаты:
- изучены факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников; - определены базовые характеристики инфраструктуры школы; - выделены элементы здоровьесберегающей деятельности; - определена оптимальная учебная нагрузка; - организованы организация и формы физического воспитания;
Исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, об условиях обучения и характере школьной среды формулируется основная цель работы по здоровьесбережению. Происходит осмысление путей ее достижения, в результате чего определяются основные задачи, планомерное решение которых позволит создать единую здоровьесберегающую среду в гимназии.
2 этап - практический этап
На практическом этапе осуществляется выполнение поставленных задач. Происходит апробация выбранных технологий и форм работы. На этапе реализации сотрудники гимназии имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые были определены ранее. Ожидаемые результаты: - улучшились показатели здоровья учащихся; - снизились поведенческие факторы риска среди учащихся, опасных для здоровья; - повысилась информированность школьников в области здоровьезбережения и мотивация к ведению здорового образа жизни. - повысился уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьезбережения;
3 этап – обобщающий.
На этом этапе проводится анализ полученных результатов. Осуществляется оценка эффективности программы, для чего результаты здоровьесберегающей деятельности по итогам сопоставляются с целями и задачами, сформулированными на организационном этапе. Происходит обобщение проведенной работы.
Ожидаемые результаты:
- повысилась квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка; - сформирована система знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - повысился уровень грамотности родителей; - регулярно проводятся мероприятия по здоровьезбережению; - стабильно функционирует медико – физиологический , социальный и психологический контроль за состоянием здоровья обучающихся; - улучшена материально – техническая база школы для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся школьников; - улучшены показатели физического и психического здоровья школьников; Концептуальное обоснование программы.
Понятие здоровьесберегающих технологий появилось в педагогическом обиходе в последнем десятилетии и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, на сколько реализация данной технологии решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса. Хотя формально ценность здоровья признается всеми, в том числе и педагогами, упоминание о задаче здоровьесбережнния в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречаются. Причины следующие: во – первых, ценность заботы о здоровье в теоретических построениях большинства известных ученых – педагогов и практиков отходит на второй план в сравнении с такими категориями как обученность, воспитанность, личностное развитие; во-вторых, принцип «не навреди!» присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющее условие; в – третьих, постановка такой задачи требует диагностики, влияния образовательного процесса на здоровье, а это – дополнительная проблема для авторов технологий. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителя, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть в этом связь. Под здоровьесберегающими технологиями в школе №13 мы понимаем совокупность тех принципов и методов педагогической деятельности, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения. К числу здоровьесберегающих технологий в обучении мы относим: · Диалогизация учебно-воспитательного процесса – в полной мере реализуют субъект – субъектные отношения. · Технология развивающего обучения, выстроенная на идеях Л.С. Выгодского. · Технологии, отдающие приоритеты активным методам обучения: проектирование, деловые ролевые игры, которые эмоционально окрашивают внутренний мир старшеклассников, снижает симптомы переутомления. В целях повышения компетентности учителей, работающих в школе №13 по проблеме здоровьесбережения функционирует теоретический семинар «Деятельность педагогов по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни», где в качестве лекторов выступают специалисты Областного психолого-волеологического центра. Эффективность реализации данных технологий достигается лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарности, ответственности за здоровье детей и получение необходимой профессиональной подготовки в этом направлении. Основные направления:
1. Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе через:
- рациональное расписание уроков; - смотр кабинетов и их соответствие; - соблюдение режима рационального труда и отдыха; - проведение инструктажей по предупреждению травматизма; - профилактические работы во время эпидемий; - организация горячего питания.
2. Повышение двигательной активности школьника через:
- организация активного отдыха на переменах; - прведение физкультурно – оздоровительных и просветительских мероприятий; - анализ занятости обучающихся физической культурой и спортом.
3. Оптимизация воспитательно – образовательного процесса через:
- эстетическое оформление интерьера школы и класса; - работа социально педагогической службы; - разнообразие форм проведения уроков; - проведение мероприятий по охране зрения обучающихся; - введение учебных предметов, формирующих здоровый образ жизни: ОБЖ, Окружающий мир, Мир вокруг нас. - осуществление медико – психолого – педагогического мониторинга за состоянием здоровья и адаптацией школьников. Список литературы:
* Дереклеев Н. И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. - 233 с.
* Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.
* Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.
* Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 247 с.
* Адаптация и здоровье: Учебное пособие/ Отв. редактор Э.М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 302 с.
*Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников// Физиология человека, 1997. – Т.23. - №1.
* Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002, - 120 с.
* Ковалько В.И. Зоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
* Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М., 2001. – 343 с.
* Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждений: Научно-методическое пособие / Отв. редактор Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 169 с.
* Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 142 с.
* Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
* Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
* Шаханова А.В. Влияние различных двигательных режимов на онтогенетическое развитие мальчиков // Валеология. 2001. №2. С.56-66.
* Дереклеев Н. И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. - 233 с.
* Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.
* Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.
* Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 247 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
План работы по здоровому образу жизни МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
|