Программа деятельности
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ «ПАРЛАМЕНТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Сложные противоречивые процессы, происходящие в современном
обществе, обостряют проблему вхождения детей и подростков в
социальную среду.
У
подрастающего поколения возникает проблема жизненных
ценностей. Подросток стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию
по
отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в
этом возрасте
человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным
пылесосом», либо начинает
сознательно стремиться к духовному росту,
построению жизни на основе
традиционных и новых нравственных
ориентации.
Поэтому социализация подрастающего поколения,
т.е. процесс
становления личности, обучение и усвоение индивидом ценностей и
норм, присущих
данному обществу, социальной группе, становится приоритетной
задачей современного российского общества.
Одним из средств решения этой задачи является создание различных
добровольных самодеятельных объединений детей
рт взрослых при
образовательных учреждениях (школы, Дома творчества, подростковые клубы
и
т.д.)
Как
отмечают отечественные педагоги и психологи Д.Б. Эльконии, СЮ,
Курганов, А.Я. Журкина и др., создание дружественных общественных
объединений способствует
самоопределению
жизненной позиции
подростков. Добровольность вхождения и свобода выхода из детско-юношеской
организации, отсутствие жесткой заданное™ и
регламентированности содержания деятельности в них создают
благоприятные условия для творческой самореализации личности. И это
актуально, т.к. творческая личность способна не только освоить опыт
старших поколений, но и обогатить его собственными достижениями.
.Воспитание творческой личности у детей старшего школьного возраста,
т.е. нахождение всего образа в коллективе сверстников, .постоянное
развитие его и утверждение среди окружающих людей, стало
приоритетным направлением программы, срок реализации которой 1
год.
Программа построена на основе:
методики «Коммунарского воспитания» И.П. Иванова, позволяющая
включить подростков в коллективную творческую деятельность,
отказаться, от формализма, осуществить реальное сотрудничество
подростков и взрослых, органично сочетать общественную значимость
деятельности с личной заинтересованностью;
методики В.А. Краковского, которая способствует развитию навыков
самоуправления у подростков; программы «Игра - дело серьезное»,
обеспечивающей деятельностью,
развивающей неограниченные возможности детей,
программы «Мир красотой
спасется», способствующей пробуждению
интересов к основам национальной
культуры, выявлению творческого
потенциала подростков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Программа реализуется в деятельности районного детско-юношеского
объединения школьных организаций «Радуга», которое с 1996 г. содействует
развитию детского движения в Новоильинском районе.
На
школьной ученической Конференции координационным Советом
старшеклассников были разработаны и утверждены Программа деятельности
и
Устав ДО.
Деятельность ДО предполагает развитие инициативы и творчества,
формирование навыков проведения интересных досуговых и
познавательных дел, способствующих общению ребят.
Программа дает знания и возможность активно использовать их для
формирования образа жизни молодого человека, стиля поведения,
убеждений, отношения к миру, людям, к себе.
Цель
программы
- формирование у членов ДО умения ориентироваться в
окружающей жизни через приобщения к общечеловеческим ценностям.
Создание в организации условий для самореализации и самоутверждении
ребят.
Задачи:
1.
Формировать культуру демократических отношений.
2.
Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей
детей;
3.
Оказывать помощь и поддержку каждому ребенку в его саморазвитии,
самовыражении и самореализации.
В основу программы положены принципы
личностно-ориентированной
модели и деятельностного подхода к организации жизни молодых людей:
-
принцип добровольности;
-
принцип содружества с учетом интересов детей;
-
принцип' творчества и самостоятельности:
-
принцип вариативности;
-
принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных
ценностей в организации жизнедеятельности подростков;
-
принцип взаимосвязи педагогического управления и детского
самоуправления;
-
принцип интегрированного подхода к развитию личности ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из семи проектов, каждый из которых
предполагает деятельность по следующим основным направлениям:
·
ЗДОРОВЬЕ
·
УЧЕБА
·
КРАЕВЕДЕНИЕ.
·
ЭКОЛОГИЯ
·
Культура
·
Труд
·
досуг
В
работе по основным направлениям программы используются
различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей
двух
ступеней роста членов организации. Первая ступень соответствует
возрасту обучающихся 5-7х классов, вторая -возрасту учащихся 8-11
классов.
Проект «Хочу все знать»
Цель:
формирование положительного отношения к учению, развитие
познавательной активности, интеллектуальное развитие личности
ребенка.
Содержание совместной работы.
I
ступень:
-конкурсы «Юный биолог», «Юный физик», «Веселые математики» и др.;
-
вечера разгаданных и неразгаданных тайн;
-
конкурс «Ученик года»;
-
конкурс «Грамотные потребители»;
-
вечера «Чудеса и тайны»;
-
занятия в предметных кружках и клубах.
//
ступень:
-
конкурс «Эрудит»;
-
предметные олимпиады;
-
вечера занимательной науки;
-
конкурс «Ученик года»
-
конкурс «Компьютер и мы»;
-
-экономические игры, олимпиады;
-конкурс «Что? Где? Когда?», «Брейк-ринг»;
Проект
«Спорт нам поможет силы умножить»
Цель:
укрепление здоровья детей и подростков, физическое
совершенствование и спортивная подготовка.
Содержание совместной работы.
1
ступень:
-
беседы по пропаганде здорового образа жизни;
-
встреча с врачами различных областей медицины;
-
конкурсы рисунков на спортивную тему;
-конкурс спортивной песни;
-
соревнования «Русские единоборства»;
-
туристические походы и соревнования.
II
ступень:
-
акции против наркомании, курения, алкоголизма;
-
показательные спортивные выступления;
-
"смотры физической подготовки;"
-
спартакиады народных игр;
-
юнармейские соревнования; игра «Юный патриот»
-занятия в спортивных .кружках, секциях;
-
и
другие.
Проект «Отечество»
Цель:
формирование у подрастающего поколения любви к Родине,
бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому
прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование
гражданской позиции; приобщение учащихся к истокам русской народной
культуры.
Содержание совместной работы.
1
ступень:
-
викторины на знание истории, быта,
традиций родного края;
- выставка «Из бабушкиного
сундука» (народных костюмов, украшений,
предметов быта);
- концерты «Преданья старины глубокой»;
-
«Масленица»; «Колядки», «Святки»
// ступень:
~
сбор
краеведческого материала;
-
фольклорные экспедиции:
-
создание летописи родного города;
-
«Молодецкие игры».
Проект «Доброе сердце»
Цель:
участие детей и подростков в общественно значимой деятельности.
Формирование их гражданской позиции.
Содержание совместной работы.
-
встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
~
оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям,
семьям
погибших воинов;
-
Патриотические чтения;
-
военно-спортивные игры на местности;
-
смотры строевой и политической подготовки;
-
посещение музеев;
-
-спортивные соревнования памяти
Проект « Зеленый мир»
Цель:
популяризация
экологических знаний, участие детей и
подростков в решении
экологических проблем.
Содержание совместной работы.
I
ступень:
·
выставки «Лесная фантазия»;
·
операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных растений);
·
трудовая операция по охране природы «Кормушка»;
·
конкурсы плакатов «Берегите лес», «Цена капли воды» и т.д.;
·
конкурсы кроссвордов на экологическую тему;
·
конкурсы знатоков «Все о кошках», «Все о лошадях»
·
игры
«У природы нет плохой погоды»
//
ступень:
·
конференции «Природа и мы»
·
операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных, растений);
·
трудовые операции по охране природы «Скворечник», «Ручью- жить»,«Овраг»,
«Парк».
·
конкурсы экологических идей и проектов, их защита;
·
олимпиады по экологии.
Проект «Делу время»
Цель:
развитие трудовых навыков к умений детей, содействие в выборе
профессии, участие детей к подростов в общественно
значимой деятельности.
Содержание совместной работы:
I
ступень:
-
эстафеты любимых занятий;
-
тюлевые игры «Город веселых мастеров»;
-устные журналы «Сто дорог -одна твоя»;
-
организация и систематическое проведение акции и трудовых десаитои
по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школы, улицы,
города,
-
// ступень:
-
организация и систематическое проведение акций и трудовых
десантов
по
поддержанию чистоты, благоустройству класса, школы.
-
изготовление и ремонт школьного инвентаря наглядных пособий;
-встречи с людьми разных профессий;
-
деятельность ученических производственных бригад;
-
конкурс" «Проф-шоу».
Проект «шире круг»
Цель:
организация досуга школьника.
Содержание работы:
-
«Веселые переменки»;
-
«Юморина»;
-
КВНы;
~
конкурсы школьных рекордов;
-
осенние посиделки и новогодние балы;
-
дискотеки:
-
организация и проведение праздников. утренников,
-
участие в городских и районных мероприятиях..
|