Методические разработки для учителей русского языка и литературы
|
|||||||||||||||||||||||||
|
Урок русского языка "Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Т.В. Порядина Порядина Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 Урок литературы, 10 класс (урок с использованием приемов технологий ТРИЗ и РКМ)
Тема «Художественный мир А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» Цель урока: выделение сходств и различий в поэтических мировоззрениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Задачи урока: 1) На основе имеющихся сведений о поэтах обогатить теоретические знания о художественном мире поэтов. 2) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) разных точек зрения на творчество поэтов, их роль в литературе 3) Развивать креативность обучающихся.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, учебник «Русская литература Х!Х века.10 класс». В 2 частях. Ч.1 / Ю.В.Лебедев, - 7-е изд. – М.:Просвещенеи,2005. – 381с.:ил. Словарная работа: мировоззрение, ассоциации. Эпиграфы к уроку: & Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный …
В.Брюсов
& Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием
Д.С.Мережковский
& Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества
В.Белинский
Ход урока: 1. Вступительное слово учителя 2. Стадия вызова: посмотрите на эпиграфы к нашему уроку, выберите и запишите себе в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»). Задание: Придумайте ассоциации к словам «солнце» и «луна». Запишите их в тетрадь. («Прием ассоциаций») Два ученика работают по заданию у доски. На доске: (примерный вариант ответа)
Беседа. - Что общего и чем отличаются эти два явления? (Обращение к эпиграфу). - Какие ассоциации вы отнесли бы к А.С.Пушкину, а какие - к М.Ю.Лермонтову? - Что нам дает такое право? - Почему за именем Пушкина всегда следует имя Лермонтова? - Сравните судьбу А.С.Пушкина с судьбой М.Ю.Лермонтова.
3. Стадия осмысления. Задание: ответьте на вопросы (устно), «размышляя от обратного». А.С.Пушкин Утверждения ? Что было бы, если бы: - Не родился в 19 веке А.С.Пушкин; - Не внес изменения в русский язык; - Не написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; - Был на Сенатской площади 14 декабря 1825 года; - Не создал бы роман в стихах «Евгений Онегин»; - Пушкин не представил в своем творчестве широкую тематику и новые образы; - Не состоялась трагическая дуэль с Дантесом. - …… М.Ю.Лермонтов ? Что было бы, если бы: - Не родился в 19 веке М.Ю.Лермонтов; - Мишеля воспитывали мать и отец; - Байрон не был любимым поэтом и кумиром Лермонтова; - …… - …… (Прием «От обратного». Цель приема: выявить на стадии осмысления факторы и события, повлиявшие на формирование мировоззрения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Обучающиеся при выполнении данного упражнения опираются уже на имеющийся опыт и знания о творчестве поэтов)
Задание: нарисуйте таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе напишите все аргументы в пользу утверждения, а во второй – аргументы против утверждения. !!!!!! Такой способ рефлексии помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений и процессов, позволяет увидеть доказательства различных явлений, не полагаясь только на учителя или книгу. (примерный вариант ответа) Данную работу обучающиеся могут выполнять по вариантам
- Что общего мы видим в судьбах двух поэтов? - Что общего и чем отличаются мироощущения Пушкина и Лермонтова? - Какие события в судьбе поэтов повлияли на формирование их художественного мира?
Для ответа на данные вопросы обучающимся предлагается обратиться к статье учебника (Стр.310-322) и заполнить таблицу. Таблица
4. Стадия рефлексии
Задание: используйте в качестве вывода по уроку прием «Круги по воде», опираясь на текст учебника и собственные знания и ассоциации.
(примерный вариант ответа)
- П – писатель, поэт, пророк общественных идей,… - У – учился в Царскосельском Лицее,…. - Ш – широкий охват русской действительности в прозе, широта тематики - К - комильфо, … - И – издавал журнал «Современник»,… - Н – новатор в русской литературе
- Л – лирическая душа - Е – «едкие истины» в стихах поэта - Р – романтик - М – «Мишель» - так звала бабушка поэта - О – образ России в стихах - Н – новатор в создании психологического романа - Т – талант, трагизм судьбы - О – одиночество- основной мотив - В – внутренний и внешний конфликты в душе поэта и его героев
Домашнее задание: (по выбору) написать эссе «Мой Пушкин» или «Мой Лермонтов». |