ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
«ЭВРИКА»
1. Общие
положения
1.1. Научное общество учащихся ШНО – добровольное творческое
объединение школьников. В секциях ШНО учащиеся совершенствуют свои знания в
определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают
навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством
ученых, педагогов, учителей и других специалистов.
1.2. ШНО
имеет свое название «Эврика», эмблему, девиз.
1.3. Члены
научного общества учащиеся, изъявившие желание работать в ШНО и имеющие
склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями. В работе ШНО могут
также участвовать учителя школы.
1.4.
Членами ШНО являются школьники, постоянно занимающиеся
поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные
исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
2. Цели и
задачи деятельности.
2.1. Целью
ШНО является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их
самоопределения, самореализации.
2.2. Задачи
ШНО:
·
воспитывать интерес к познанию
мира, к углубленному изучению дисциплин;
·
готовить к выбору будущей
профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести
дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
·
развивать навыки
научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить,
использовать полученные знания на практике;
·
овладевать правилами обращения с
необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
·
развивать навыки самостоятельной
работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и
анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах
научно-исследовательских работ;
·
пропагандировать достижения
отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
·
формировать единое школьное
научное сообщество со своими традициями;
·
осуществлять
материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных
исследовательских работ членов ШНО на основе соглашения с различными
учреждениями (УПК, ДОУ, вуз, библиотека) по использованию их
материально-технической базы.
3. Содержание
деятельности ШНО.
3.1. Организация членами ШНО лекториев по темам проектов, по вопросам
культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.
3.2.
Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
3.3.
Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги
научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами
отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные
сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.
3.4.
Организация творческих встреч с исследователями и учеными.
3.5.
Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции и
др.).
3.6.
Издание сборников, летописи ШНО, выпуск газеты и др.
4. Организация
работы ШНО
4.1. Высшим органом ШНО является общее собрание, проводимое в
начале учебного года, на котором планируются приобретенные направления работы,
утверждается план работы ШНО на год, избирается Совет, который осуществляет
руководство работы ШНО.
4.2.
В совет входят школьники, научные руководители и руководители секций.
4.3.
Совет ШНО координирует научно-методическую работу, создает организационный
комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых
членов общества.
4.4. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется
совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного
направления).
4.5.
Результаты деятельности ШНО за год подводятся на итоговой научно-практической
конференции.
5. Права и обязанности
членов ШНО
5.1.
Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях;
самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в
пропаганде их среды учащихся; вносить предложения по дальнейшему
совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ;
отчитываться о своей работе;
5.2.
Члены ШНО имеют право:
·
работать в одной-двух секция;
·
принимать участие в конференциях
различного уровня;
·
участвовать в работе экспедиций;
·
использовать материальную базу
образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
·
получить консультации и рецензии
на свои работы, иметь научного руководителя;
·
публиковать результаты своей
исследовательской работы в печатных органах ШНО и др.;
·
принимать участие в работе общего
собрания ШНО;
·
избирать и быть избранным в
руководящие органы ШНО;
·
добровольно выйти из состава ШНО.
5.3.
По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе
и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены ШНО могут
быть награждены дипломами ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию
в конференциях симпозиумах территориального, регионального, федерального,
международного уровней; могут бать направлены для участия в конкурсах,
олимпиадах и т.д.
6. Материальная база ШНО
Материальная база ШНО
формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории,
кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование,
материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована
материально-техническая база других учреждений (УПК, ДОУ, ПТУ, вуз, библиотека)
на основании согласования с ними.
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
1.Общие
положения
1.1.
Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности
учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по
открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску
закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2.
Целью научно-исследовательской работы учащихся
является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и
самореализации.
1.3.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
·
формировать интересы, склонности
учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения
исследований;
·
развивать интерес к познанию мира,
сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и
т.п.);
·
развивать умения самостоятельно,
творчески мыслить и использовать их на практике;
·
способствовать мотивированному
выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
2. Организация
научно-исследовательской работы учащихся
2.1.
Научными руководителями учащихся являются
учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные
работники.
2.2.
Направление и содержание
научно-исследовательской работы определяется учащимися совместно с научным
руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления
стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема
утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением
учителей (или кафедры).
2.3.
Научный руководитель консультирует учащегося по
вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов
исследования.
2.4.
Формами отчетности научно-исследовательской
работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые
отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5.
Лучшие работы учащихся (по решению научного
общества учащихся школы, учреждения дополнительного образования) могут быть
поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на
конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального,
международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
3.
Виды научно-исследовательской деятельности
учащихся
Основными видами
научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
·
проблемно-реферативный:
аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью
освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
·
аналитико-систематизирующий:
наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и
качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
·
диагностика-прогностический:
изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных изменений
изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в
будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и
социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
·
изобритательско-рационализаторский:
усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств,
механизмов, приборов;
·
экспериментально-исследовательский:
проверка предложения о подтверждении или опровержении результата:
·
проектно-поисковый:
поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой
являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. Критерии
научно-исследовательской деятельности
4.1.
Актуальность выбранного исследования.
4.2.
Качественный анализ состояния проблемы,
отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
4.3.
Умение использовать известные результаты и
факты, знания сверх школьной программы.
4.4.
Владение автором специальным и научным
аппаратом.
4.5.
Сформулированность и аргументированность
собственного мнения.
4.6.
Практическая и теоретическая значимость
исследования.
4.7.
Четкость выводов, обобщающих исследование.
4.8.
Грамотность оформления и защиты результатов
исследования.
|