Методические разработки для учителей начальной школы |
|
|
Урок из блока правописание с использованием приемов РКМ - технологий. М.В. Логинова Конспект открытого урока русского языка из блока « Правописание», проведенного в 4 А классе 14 февраля 2007 года , Логиновой Мариной Васильевной, учительницей начальных классов, МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 13» на городском семинаре по теме: «Использование приемов РКМ на уроках в начальной школе». Тема : Правописание глаголов. Цель : 1. На основе полученных ранее знаний о глаголе систематизировать информацию о правописании глаголов. 2. Формировать навык орфографически грамотного письма. 3. Используя приемы РКМ, развивать сознательное отношение к учебной деятельности. Оборудование : записи на доске, раздаточные карточки для устной работы в группе, карточки индивидуальных заданий, таблички для составления кластера, учебник. Приемы пед.технологий РКМ : 1. Разминка. 2. Работа в группах и парах. 3. Составление кластера. 4. Прием обучение сообща « Два круга». 5. Творческий прием « Круги по воде».
Ход урока.
1. Стадия вызова. - Ребята, сегодня у нас урок русского языка из блока « Правописание», поэтому предлагаю начать работу с устной орфографической разминки.
1.) Орфографическая разминка.
Легкий, солнце, заснул, флаг, тропинка, аллея, проживает, скрипач, отнеси.
2.) Формулирование темы урока. - Сегодня мы будем повторять орфограммы, связанные с написанием только одной части речи. - Какой, определите, прочитав по буквам, найденных вами орфограмм в словах первой строки. - Какая тема урока?
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ.
3.) Коллективная работа у доски. - Выпишите только глаголы и разберите их по составу. Заснул, проживает, отнеси. Индивидуальное задание № 1.
С любым из этих глаголов составь и запиши Предложение.
11. Стадия осмысления. - Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, поработайте устно с раздаточными карточками в группах.
1.) Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. 1группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами. (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят. 2группа: Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени. У двери стоял ( о, а, и) маленький ребенок. В шкафу стоял ( о, а, и) хрустальная посуда. Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело. На полке стоял ( о, а, и) разные книги. 3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей. Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ). Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду. Спряч(?) вещи в шкаф. 4 группа: Вставь пропущенную гласную. Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов. Декабрь год конча..т, а зиму начина…т. Собака помн…т , кот ее корм…т. 5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах. Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат. 6 группа: Вставь гласные. Сформулируй правило о написании безударного суффикса у глаголов прошедшего времени. Поужинать – поужин…л. Обидеть - обид…л. Клеить - кле…л. Лаять - ла…л.
2.) Составление коллективного кластера на доске после ответа учащегося от каждой группы.
Не с глаголами Окончание у глаголов Написание ться, тся пишется отдельно. прошедшего времени у глаголов зависит зависит от рода и от вопроса. числа существительного.
Правописание глаголов.
У глаголов на Безударное окончание Написание конце после глаголов а, о, е. и, я шипящей 1спр. с гл. «е» , -ут, -ют у глаголов пишется ь. 2спр. с гл. « и», - ат, - ят прошедшего времени проверяй по основе глаголов начальной формы.
3.) Хоровое повторение правил по кластеру .
4.) Самостоятельная работа. Упр. 5, стр. 25, ( по вариантам) 1вариант - 10 строк. 2вариант – остаток Индивидуальное задание № 2. Рабочая тетрадь « Пишем грамотно» Упр. 1, стр. 9. Взаимопроверка в парах с соседом по парте.( Обмен тетрадями)
5.) Прием обучение сообща « Два круга». - Задайте по вопросу друг другу о правописании орфограмм в глаголах. 6.) Коллективная работа . Упр. 1 , стр. 24. - Какое правило о написании глаголов нужно использовать, чтобы верно записать орфограмму? - Кому-то был задан вопрос об этой орфограмме во время игры? - Как ты ответил на вопрос друга?
Индивидуальное задание№3. Разбери глаголы из текста упражнения по составу.
III. Стадия рефлексии.
- Орфограммы какой части речи повторяли?
- Образуем словесные круги, используя творческий Г прием «Круги по воде» Л А Г О Л 1). Творческий прием «Круги по воде» - подберите и запишите глаголы на каждую букву с орфограммой.
«Г» - глагол на конце с шипящей. «Л» - глагол с безударной окончанием «Г» - глагол с сочетанием –тся, -ться. «О» - с безударным суффиксом у глагола прошедшего времени «Л» - глагол с частицей НЕ.
Кто хотел бы прочесть свои записанные глаголы?
2. Самооценка своей деятельности на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением. - У кого в записанных глаголах есть орфограммы?
3. Домашнее задание по выбору. Упр. 2, стр. 24 или Составь свои «Круги по воде» с несколькими глаголами. |