Оздоровительный лагерь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В помощь воспитателю оздоровительного лагеряКоллективно-творческие дела (КТД) Творческие конкурсы КТД (коллективные
творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных
способностей и коммуникативных качеств.) КТД для младшего
возраста
КТД для среднего возраста
КТД для старшего возраста
Все, что Вы видете - это лишь каркас заданий. Больше придумавайте сами и фантазируйте. ПАЛИТРА
Коллективнотворческое
дело, направленное на выявление творческих способностей детей, сплочение
коллектива через совместную деятельность. КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЕДУЩИМ: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТНЫМ
МОРЯМ Итак, ПЕРВОЕ
конкурсное задание: ВТОРОЕ
конкурсное задание: Например:
ТРЕТЬЕ
конкурсное задание: Например:
Задания на конкурс:
ЧЕТВЁРТОЕ
конкурсное задание: КТД "ПОСЕЛЕНЦЫ" Цель:
- работа по МКГР КТД "СКАЗКА" Постановка маленьких
сказок в различных жанрах: КТД "ЗАКОНЫ" Поставить сценки, показывающие законы отряда. Возможно придумывание к ним не просто ситуаций, а легенд и т.д. В конце возможно обсуждение... КТД "ПАРОДИЯ НА ВЕДУЩИХ" Придумать и показать пародию на ведущих. Делается в середине или конце программы. Помогает группе сбросить возникшее напряжение, а ведущим -- посмотреть на себя со стороны. КТД "Как довести комиссара" Группе дается задание
поставить сценку на тему: КТД "ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ СЦЕНОК И РАЗБОР ИХ" Группе дается задание поставить сценки по тем проблемам, которые они видят (в отряде или вне его). А затем проводится обсуждение возможных решений.
А У НАС В ОТРЯДЕ Название отряда и девиза должны:
· соответствовать возрасту детей; · быть содержательными; · быть удобно произносимыми; · не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ОТРЯДОВ «Лунатики» — Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем. «Светлячок» — Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. «Черепашки» — Тише едешь ~ дальше будешь. «Винни-Пух» — Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-пух на первом месте. «Улыбка» — Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро. «Утята» — Кря! Кря? Кря! Не крякай зря. «Капитошка» — Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем. «Одуванчик» — Держаться вместе, чтоб не сдуло. «Радуга» — Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда. «Апельсин» '. Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы! «Звоночек» — Звеним, звеним мы целый день, звонить, однако, нам не лень. «Робинзон» — Не нужны нам няни. Мы — островитяне. «Искрята» — Мы веселые ребята, потому что мы — Искрята! «Друг», «Бременские музыканты», «Неунывайки», «Карапузы», «Тигры», «Неунывайки», «38 попугаев», «Братцы кролики
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ СРЕДНИХ ОТРЯДОВ «Дельфин» — Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает. «Спасатели» — Чип и Дейл спешат на помощь, но и мы не отстаем. «Дружный» — Не ныть, не плакать по углам, беду и радость — пополам. «Витамин» — Витамин — это сила, это бодрость, это жизнь. «Неугомон» — Скуку, лень из сердца вон — наш отряд «Неугомон». «Прометен» — Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей. «Алые паруса» — Ветер дует в паруса , юность верит а чудеса. «НЛО» — По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять. «Оба-На» — Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На. «Экипаж» — Экипажа лучше нас нет в лагере сейчас! «Высшая лига» — А девиз наш таков — больше дела, меньше слов! «Кроссворд» — Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать! «Бумеранг» — Пущен верной рукой. «Семейка» — Мы семейка проста класс — все в семье у нас атас! «Ребятишки» Раз, два, три, четыре — все ребятишки живут в мире! Пять, шесть — каждый хочет есть! Семь, восемь — все значки крутые носим! Девять, десять — все ребятишки № живут вместе? «ГТО» — Готов к творческому отдыху. «Охотники за удачей» — Нам нужна всегда удача, только так, а не иначе! «Баламуты», «Динамит».
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ОТРЯДОВ «ФИФ» — «физкультурные, инициативные, фантазеры. Это правда, а не миф — никого нет лучше ФИФ». «Оба-на!» — «Оба-на!» — это чудо, «Оба-на!» — это класс, мы живем совсем не худо, вы соскучитесь без нас». «Бархан» — Движение — это мы. «РМИД» — Республика мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на Земле. «Коммерсанты» — Мы коммерсанты рыночного века, в наших руках судьба человека. «Россияне» — За Россию, за народ, за человечество вперед. «БЭМС» — Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные. «СЛОН» — Самый Лучший Отрад — Наш! «Искра» — Из искры возгорится пламя! «БЭП» — (Большой Энергетический Потенциал) Больше энергии, больше движений! «Феникс» — Гореть и других зажигать. «Лидер» — Если быть, то быть лучшими! «Мы» — Когда мы едины — мы непобедимы! «Стиль» — Выбери свой стиль «Sprite» — Не дай себе засохнуть! «Новое поколение» Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело! «Акционерное общество — 2 корпус». «Philips» — Изменим себя к лучшему. «Женский батальон" — Наши мужики всем мужикам — мужики. «Maximum» — Сто процентов хорошего поведения. «ООН» — Отряд Особого Назначения. «Скорая помощь», «Первая любовь», «Дамское хозяйство», «Могучая куча», «Кумир».
3.Игры на сплочение коллектива ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА Конкурсная программа «МИКСЕР» ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда. ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое? • Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.) • Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) • Молоко, телефон, дождь. • Хлеб, ножницы, луна. • Жираф, ложка, снег. • Машина, ночь, сахар. ПОКАЖИ. Необходимо изобразить, используя всех участников команды: • оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; • болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией; • крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц; • Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой; • букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»; • картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ. На листах бумаги команды в течение 2—3 минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше. МАСТЕРА ПАНТОМИМЫ. Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это. ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков. КТО БЫСТРЕЕ? Команда выполняет задания быстро и четко. 1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк. 2-й вариант. Построиться в шеренгу по: • росту; • цвету волос; • алфавиту имен; • размеру ноги.
Оформляем отрядный уголок ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК? Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут: а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться. б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы). в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода: заезд ребят в лагерь в оргпериод; основной период; заключительный период смены. К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода): а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере); б) поздравление с приездом; в) законы лагеря; г) адрес лагеря; . д) наказ ребят прошлой смены; е) первые песни, лагерная песня; ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда. В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда: • соревнования, • подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам, • участие в творческих конкурсах, смотрах. • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда, • жизнь отряда • поощрение детей. В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания. ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА Календарь План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.). Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко). Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку. Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка). Режим дня Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица). За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей). Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон). Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам). Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты). Добьемся. Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...). Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах). А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) — Наше настроение. Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта). Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели...) Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»). ЗАКОНЫ ОТРЯДА У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти. Ребятам они очень нравятся. . 1. ________________. 2. _________________. 3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми 4. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь. 5. Поспешишь. — весь отрад насмешишь. 6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан. 7. Воспитатель — всему голова. 8. Увидел, услышал — запомни, доложишь! 9. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно. 10. Хочешь, есть — умей вертеться. 11. Съел сам — помоги другому. 12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго. 13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели. 14. После команды «Отбой» наступает темное время суток. 15. Не храпеть! 16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? , 17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ... 18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить. 19 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford». 20. No smoking! В СМЕННУЮ РУБРИКУ «ПОЗДРАВЛЯЕМ!» Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и ... всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись! всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс); с первым днем лета; всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере! всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ! с первым дождем в лагере! всех нас любимых! всех нас с хорошим настроением воспитателей! всех с полным последним днем смены! всех с последним воскресеньем смены! всех с родительским днем! любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Звёздочке»! всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна! всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием! всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене! всех нас со спокойно проведенной ночью! всех, кого намазали (не намазали)! всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели... В РУБРИКУ «ВРЕМЯ» Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало: собирать шишки; убирать палаты; пылесосить пустыню; убирать территорию; делать ноги; дежурить в столовой; считать деньги; сматывать удочки; сушить сухари; собирать потерянные вещи; срывать цветы удовольствия; ловить момент; играть на дудке; сверять часы; пухнуть с голоду; давать обещания; сушить весла; одевать носки. СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами. 9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает. 9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. 9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться. 9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора. 10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?) 10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести. 11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады. 13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот. 14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора. 16.30Вот уже в который раз повара встречают нас. 18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей. 19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет. 20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора. 2300. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»
Сюжетно-ролевые игры Эти дела занимают особое место в структуре организационного периода
ВДЦ "Океан" и призваны помочь ребенку почувствовать причастность к новой
общности (отряду), стать соучастником ее успеха, пережить этот успех как
свой собственный. *** "Шел по крыше воробей". 1. Ведущий: Шел по крыше воробей! Игра "Ежики". Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями: Игра "Петьки-Васьки" (играется по принципу "Ежиков").
Игра "Зарница". - "Тыр-тыр", - пулемет, (держать обеими руками ручки "пулемета") А с помощью этой кричалки можно плавно перейти к исполнению любой песни организационного периода. Каждую фразу, произнесенную ведущим, ребята повторяют хором. Ведущий: Игра "Джон Браун Бой". Ведущий: Игра "Летит по небу шар". Ведущий: Игра "Молекулы". В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение слова "молекула".
Например, что это особое химическое соединение из различных элементов,
способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или
отталкивать другие молекулы. Игра "Лавата". Участники игры становятся в хоровод и поют: Игра "Вперед четыре шага..." Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным
движениям:
Участники игры разбиваются на группы, в зависимости от того, сколько
инструментов вы собираетесь включить в свой оркестр. Но основными
считаются: гитара, цимбалы, пианино, барабан. Игра "Грузинский хор". (по принципу игры "Оркестр"). 1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа... * * * Во время VI смены 1997 года гостевания носили название "Встречи на
рейде", предполагалось активное использование морской темы, терминологии
в различных игровых и шуточных вариантах программы. К тому же сама форма
встречи экипажей 2-х кораблей предусматривала массу неожиданностей и
сюрпризов. Сюжетно-ролевая игра "Цирк". Отряды, пришедшие на гостевание, рассаживаются кругом, образуя
амфитеатр с ареной в центре. Представление начинается с праздничной
увертюры, исполненной шумовым оркестром под управлением дирижера. (Ребята-музыканты
и дирижер выбираются ведущим, либо на входе у кассира все желающие могут
взять жетончики с этими ролями). Затем на арену цирка выходит "директор"
цирка со шляпой в руке. Он пускает шляпу по кругу для того, чтобы каждый
ребенок взял из нее для себя какую-нибудь роль, а сам в это время
произносит торжественную и шутливую приветственную речь. Если же вам по душе менее шумные, традиционные или семейные праздники, то с неменьшим успехом может состояться гостевание в форме именин или Дня Рождения.
Отряды заранее распределяют между собой роли гостей и хозяев. "Хозяева"
присылают "гостям" пригласительный билет на семейное торжество. Все "гости"
и "хозяева" состоят в родстве различной степени. И, традиционно, каждый
родственник преподносит виновнику торжества свой подарок, причем подарки
мамы и троюродного дяди будут отличаться и по значимости, и по цене, и
даже по манере преподнесения. На этом принципе и построен весь вечер.
6.Организация межличностного взаимодействия
Межличностное взаимодействие (выявление значения индивидуального восприятия, определение закономерностей, помогающих общению в группе) Все участники стоят
в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных
направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего все
останавливаются и открывают глаза. Снова закрывают
глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание;
по хлопку останавливаются и открывают глаза. Анализ упражнения -
ответы на ряд вопросов. Какие чувства
возникают в первом и втором случае? Что мешало движению? Что помогло не
сталкиваться? Какие каналы
восприятия наиболее привычны, какие оказались "новыми"? Наиболее частыми
бывают такие ответы: а) "преобладает чувство тревоги, страха"; б) "возникают
ощущения неловкости". Следует сравнить
ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в
новые компании, непривычные ситуации. Такое сравнение помогает понять и
сформулировать причину тревожности и страха в общении. Неудач больше у
тех, кто концентрирует внимание в большей степени на себе, чем на
окружающих. а) Все участники
сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая
цвет глаз: от
светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его
мнение в ходе выполнения задания. После того как
задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать
полученную комбинацию по
своему. ("Каждый видит
по-своему.") б) Предлагается
одному из участников пересадить всех в соответствии с тембром голоса. в) Далее
проверяется еще один канал восприятия - прикосновение. Предлагается
расставить участников по "теплоте рук" (желательно для выполнения
упражнения выбрать самых стеснительных участников). В заключение всем
участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в
данный момент. Выполнение
некоторых упражнений требует преодоления многих личностных барьеров,
члены группы могут чувствовать себя
уставшими и раздраженными. В этом
случае можно воспользоваться одним из следующих упражнений: а) всем вместе
вдохнуть и выдохнуть; б) всем вместе
(встав в круг) топнуть, одновременно "выбросив" в пол кулак со всей
силой; в) всем вместе
крикнуть "А-а-а!" или "Все!", или "Да" (можно по-английски). Участники закрывают
глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг
друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить
особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение
которых даже в таких условиях было приятно; какие прикосновения в этом
упражнении вызывали напряжение. Упражнение можно
анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной
форме высказывают только желающие. Рефлексия. Можно
использовать следующие формулы: (не настаивать на открытости) а) мои ощущения и мысли, когда я был в роли преодолевающего препятствие; б) что мне мешало,
что помогало? в) что удивляло,
раздражало? г) какие чувства
вызывали окружающие?
д)
почему произошло именно так? Один человек
показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, "передразнивает"
его как можно точнее и передает дальше - своему соседу. "Гримаса"
передается по кругу.
Анализ:
каков механизм узнавания чувств? Какие мышцы задействованы? Все участники
группы разбиваются на пары. а)
Двоим участникам надо встать
спинами друг к другу. Один из участников должен спиной опереться на
спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть "опоре".
Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет. б) Оба партнера
стоят, прижавшись спинами друг к
другу. Они находят точку опоры для обоих, выбирая угол наклона.
Запрещается поддерживать партнера, оба должны "отдать" друг другу всю
тяжесть своего тела. В этом положении
они могут стоять столько, сколько захотят. Анализ. В каком
случае стоять было удобнее? Когда стоять
хотелось дольше? Почему некоторым
не удавалось опереться друг на друга? Что было легче
делать: опираться или удерживать? Если эту процедуру
сравнить с процессом общения, какие мысли возникают? Вопросы: Какой смысл
вкладывается в понятие "доверие"? Способы проявления
доверия? Общее и
индивидуальное восприятие проблемы доверия. Прочитать и
выписать совпадающие характерные черты. Например, блеск глаз, живость
или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т.д. Анализ. Что нового
вы о себе узнали? Какие черты
помогут вам в общении? Участники образуют
плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий
задает вопрос: "Кто из участников попытается войти в этот круг,
используя любой способ, на собственное усмотрение?" Несколько
добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные
участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных
ощущениях. Анализ. Какое
поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось? Какое поведение
располагает к дальнейшему взаимодействию? Какое поведение
обладает эффектом "бумеранга"? Что нового вы
открыли в себе и окружающих? Какое поведение
вам наиболее близко и может помочь в общении? Какие возникают
ощущения и чувства от прикосновений, какая появляется тактика поведения? Игра для создания
атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг
поплотнее друг к
другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре
расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают
участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть
1-2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все. Анализ. Кто смог
расслабиться, снять зажимы? Кто не боялся
упасть? Кто доверился
участникам игры? Оцените свое
доверие по пятибалльной системе. Оцените характер
прикосновений. Предлагается
высказаться всем желающим. игры-тесты (оценка
всеми участниками по 5-балльной системе) Наверное, каждый
человек любит и умет петь. Тем не
менее каждый поет по-своему, у каждого
есть свой неповторимый голос, возможно, даже хорошие музыкальные данные.
Сейчас каждому из вас предлагается спеть по одному куплету из песни. Из
какой песни - будете решать вы сами. Условие одно - каждый следующий
куплет должен продолжать тему песни, которую исполнял предыдущий
участник. Например, он спел романс: "Гори, гори, моя звезда!" Вы можете
спеть другую песню, продолжая тему звезды: "Светит незнакомая звезда" и
т.д. Каждый старается исполнить свою арию вдохновенно, выразительно,
захватывающе. Начинаем? В руках искусного
артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не
тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов,
ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и
движениями, имитируя действия с ними. Карандаш может
стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом, носовой платок - листом
бумаги, подушкой или салфеткой. И все это - без единого слова. Ведущий берет в
руки некоторый предмет. В его руках он превращается в нечто совсем
другое. После манипуляции ведущего, когда всем становится ясно, во что
же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему
участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто
совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы
зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет
путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою
сущность. Высокому искусству
стихосложения свойственны легкость, радость и оптимизм. Сейчас мы
устраиваем турнир поэтов. Перед собой вы видите варианты тем
стихотворений и рифм, которые должны быть включены в ваш стих. Чем
больше рифм, предложенных вам, будет использовано в стихотворении, тем
выше оно может быть оценено. Длина стихотворения не ограничивается.
Время для написания дается 2-3 минуты, по усмотрению ведущего.
Итак, в вашем распоряжении
рифмы: лето-котлета, давай - трамвай, карман - барабан, барьер - пример,
шутка - жутко, мгновение-восхищение. Вы выбираете тему,
используете заданные рифмы и создаете шедевр. А сейчас -
искусство декламации, сценической речи. Сначала каждый из вас выберет
или придумает историю, с которой он будет выступать перед всеми. Это
может быть басня, притча, тост, афоризм, просто анекдот. Требования к
вашей истории такие: она должна быть, во-первых, короткая, во-вторых,
интересная, и
в-третьих, умело рассказанная. Ну и по возможности, конечно,
приличная. Итак,
одна минута на придумывание истории. А теперь по очереди приступаем к
выступлениям. 6. Оригами (2
минуты). 7. Затейник (провести
со всеми веселую игру). 8. Натюрморт (на
заданную тему: бабочка на цветке, цветок в хрустальной вазе, фрукты на
фарфоровом блюде, вода в прозрачном стакане и т.д.). Каждый из вас на
время сегодняшней нашей встречи должен обзавестись своей собственной
личной символикой. Каждому предстоит сейчас придумать, изобрести себе
три символических атрибута: 1) псевдоним, 2) именной отличительный знак,
3) девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он
должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и
образным. Например, псевдоним - "Дядя Вася", отличительный знак - лопата,
девиз - "Рою глубоко". Если задание понятно, можно приступать к работе. Пиктограмма - это
емкое графическое изображение предметов, сообщений, всякого рода
информации. Примеры пиктограмм могут быть следующие.
Расположенный крест-накрест ложка и
вилка - столовая или кафе. Красный крест - это
пункт мед.
помощи. Мы
предлагаем вам попробовать свои силы в создании следующих пиктограмм: "Веселый
праздник", "Глухая старушка", "Мелкий дождик", "Одиночество", "Счастье",
"Надежда". Итак, придумайте, как лучше изобразить эти пиктограммы и
зарисуйте их на своем листке. Устроим выставку? 11. Симпатии Нарисуйте на
свое листке
окружность. На этой окружности равномерно нанесите столько точек,
сколько участников сегодня собралось в вашей группе.
(*) Теперь подпишем точки на окружности. Условимся, что
самая верхняя точка - это
ведущий. Отмечайте точки от
ведущего по часовой стрелке. Каждую точку помечайте
псевдонимом или личным знаком того участника, которому она соответствует.
(*) Итак, каждая точка соответствует одному из участников
группы. Теперь найдите на этой схеме себя, свою точку. От этой точки
проведите к другим точкам линии. Условимся, что сплошная линия будет
означать, что тот человек, к которому вы протягиваете эту линию, вам
крайне приятен. Если же он вам просто приятен, то линия эта может быть
прерывистой. Если же он вам не очень приятен или же отношение у вас к
нему неопределенное, нейтральное, то никаких линий проводить не надо.
Результаты этого теста в группе обсуждаться не будут. Эту игру можно
проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают
и становятся в затылок за
ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом,
причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через
воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может
меняться (он может
стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать
в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим? Интересен вариант
игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки)
следуют за
ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные
деревья, ямы, деревья и т.д. Перед
играющими ставится задача - не
разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников
вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему
за тобой товарищу. Ведущему хорошо иметь двух помощников, которые помогут ему обеспечить безопасность играющих. 13. Опаздывающее зеркало Внимание! Садитесь
поудобнее. Первый
справа, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и не
спеша
прихорашиваетесь. Сделали одно движение - задержитесь на секунду,
посмотрите в зеркало. Другое движение - пауза, третье - снова пауза.
Сосед слева, вы повторяете движение первого ведущего только тогда, когда
он начнет второе движение, третий слева повторит движение ведущего,
когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение ведущего, а
сам ведущий уже сделает третье. Таким
образом движения
ведущего будут повторяться всеми сидящими в полукруге с отставанием на
одно движение. Кто копирует движения наиболее тщательно? 14. Иноходец (соревнование-эстафета) Участники игры
разбиваются на две команды и становятся друг другу в затылок. Командам
нужно пройти необычным шагом всего несколько метров. Участник проходит
дистанцию и возвращается к команде, за ним - следующий и так далее. Шаг
такой: правую ногу заносите назад
за левую и ставьте как можно дальше
вперед. Затем левую ногу заносите
за правую и так далее, кто быстрее.
Побеждает команда, члены которой пройдут быстрее и с наименьшим числом
падений. 15. Телеграф
пантомимой Участники
разбиваются на две команды, становятся лицом друг к другу. Ведущий тихо
говорит одной команде какое-нибудь существительное, после чего игроки
изображают это слово мимикой и жестами для игроков противоположной
команды до тех пор, пока партнер из противоположной команды
на отгадает ваше
слово. Кто интереснее изображал слово? Кто быстрее
догадался? 16. Словесный
волейбол Все становятся в
круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово,
существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий
по смыслу глагол. Например,
"облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит
из игры. Остаются
самые сообразительные.
Игры за
столом 1. На одну букву Кто больше назовет
предметов, находящихся в комнате, на определенную букву? 2. Кинолента Ведущий объявляет
название кинофильма, который сейчас будет создаваться. Первый участник
повторяет название фильма и называет следующее слово (обязательно
существительное), которое определяет ту картину, что представилась его
воображению. Например: "Охотники, лес..." Второй участник
команды повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет.
Напрмер: "Охотники, лес, костер..." Так
накапливаются слова-кадры. Каждый участник повторяет
все слова, сказанные до него и
добавляет новое. Через определенное ограниченное число
кругов в сценарии должен наступить логический конец (например, через два
круга). Итак, сочиняем
фильм. Если участников много, можно разбиться на команды. 3. Групповой
рассказ Один из участников
начинает рассказ, например: "Дождь хлестал..." Второй игрок продолжает:
"Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в
своем шалаше...". Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет свою
фразу. Так получается интригующий рассказ. 4. Испорченный
телефон
Ведущий
шепчет сидящему с краю в каждой команде на ушко слово на русском или
иностранном языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу, и так
в каждой команде. Слово нужно передать крайнему игроку команды как
можно быстрее. Побеждает та команда, которая быстрее передала слово без
искажений крайнему игроку команды. Как только очередь дошла до
последнего игрока, он громко называет это слово. Оценивается скорость
передачи сообщения и его качество. 5.
Смешалости Каждый участник
берет по полоске бумаги и перегибает каждую полоску на три равные
части. В верхней трети по команде начинаем рисовать голову какого-либо
зверя. После того, как голова закончена, заворачиваем эту треть так,
чтобы было видно только самую нижнюю часть рисунка, и передаем соседу
слева. Теперь уже на новых листочках пририсовываем к "неизвестной
голове" туловище какого-либо другого зверя и опять загибаем листок так,
чтобы было видно только начало рисунка. Передаем
рмсунок налево. А затем пририсовываем к следующему туловищу ноги.
Разворачиваем полоски - и у нас готов самый смешной зоопарк на свете.
Какой зверь самый смешной? 6. Песенный
футбол а) Первый участник
поет один куплет из какой-то песни. Второй должен продолжить куплет
другой песни без паузы между ними. Условие: все последующие куплеты
должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. И так далее. б) Участники
делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) начинает игру, спев
отрывок песни, в котором заключен вопрос (например, "Что же ты ищешь,
мальчик-бродяга?") Вторая
команда должна за минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой
другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например,
в данном случае можно ответить:
"Три кусочка колбаски..."). Игра
продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не сможет
придумать песенного ответа или вопроса. 7.
Самый ласковый В игре принимает
участие только мужская половина игроков, а представительницы
прекрасного пола являются жюри этого конкурса. По команде "Начали!"
мужчины будут по очереди (по часовой стрелке) говорить ласковые слова
присутствующим здесь прекрасным дамам. Повторяться нельзя! После каждого
произнесенного слова дамы оценивают, является ли оно действительно
ласковым. Тот, кто не может больше придумать ласковое слово (на
размышление дается 2 секунды), или тот, чье слово не принято прекрасным
жюри, выбывает, и игра продолжается дальше по кругу до тех пор, пока не
останется один победитель конкурса. Кто у нас самый галантный мужчина?
1. Бег
сороконожек Участники игры
разбиваются на две команды и становятся по росту. (Впереди тот, кто
повыше.) Левую руку первый участник просовывает между своих ног. Тот,
кто стоит сзади, берет эту руку правой рукой. Остальные продолжают эту
цепочку таким же образом. Таким
образом получается две команды сороконожек. Каждая команда
по сигналу "старт" начинает свое движение к финишу. Побеждает та
команда, которая первая приходит к финишу. Выбирается водящий.
Игра состоит в том, что по сигналу все игроки разбегаются в разные
стороны, а водящий бросается за кем-нибудь из них вдогонку. Его задача:
осалить кого-нибудь, но это сделать не так-то просто, потому, что он не
имеет права салить игрока, присевшего на корточки (на корточках нельзя
сидеть более 15 секунд), а также игрока, застывшего в неподвижной позе.
Единственное, что водящий может сделать с "застывшим" игроком - это
заставить его зашевелиться или рассмеяться. При этом не разрешается
дотрагиваться руками до "застывшего", но зато можно щекотать его
травинкой или чем-нибудь подобным.
Осаленный или "размороженный"
становится водящим. Карточки, на
которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все
участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны
отыскать друг друга и проинсценировать
фрагмент из сказки или рассказа. "Почтальон"
приносит телеграммы и вручает их ведущему. Ведущий зачитывает текст, а
игрокам необходимо узнать, кто отправил телеграммы. "ОТ БАБУШКИ УШЕЛ,
ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ, СКОРО БУДУ У ВАС."
(колобок) Участники по
очереди называют различных животных. Какой буквой оканчивается одно
название, с такой же буквы должно начинаться другое. Например:
"ВОЛК-КАБАН-НОСОРОГ-ГАЛКА-..."
Назвав животное, играющий громко и быстро считает до пяти. Если за это
время его сосед не назовет другое животное, он говорит: "Мы отправились
дальше."
Опоздавший пропускает очередь и кладет фант. Чтобы выкупить фант, надо
выполнить задание отряда. Каждый игрок в
столбик пишет 10-12 животных (любых). Затем
ведущий предлагает на обратной стороне
листка написать характерные особенности каждого животного. А теперь
посмотрите, что у вас получилось.
Ведущий громко читает по списку 12 слов,
например: урок, охота, вечер, зима, цирк, каникулы, игра, праздник,
поход, встреча, базар, огород.
После каждого слова выдерживает паузу, не
торопясь считая про себя до пяти.
Запомнить слова, которые ведущий
произнесет - вот в чем заключается задача играющих. Чтобы ее выполнить,
в паузах можно делать рисунки, являющиеся для ребят условными
обозначениями, по которым можно вспомнить слова. Скажем, например, вы
прочитали "весна". Один играющий рисует цветок, другой - скворечник.
Игра проходит как состязание, поэтому каждый должен выполнить задание
самостоятельно. Ребята, в руках у
меня сундучок. Этот сундучок непростой. В нем лежат вещи, которые
потерялись из разных книжек. Помогите мне, ребята, вернуть вещи на свои
места. 1. Какие странные
зеленые очки. Сквозь них все кажется изумрудным. Из какой книги эти
очки? 2. А вот
хрустальная туфелька. Такая крошечная. В руке
умещается. Кто ее потерял, помните? 3. Сколько тут
орешков! Ух, как много! Да непростые, все скорлупки золотые, ядра -
чистый изумруд. Чьи это орешки? Из какой сказки? 4. Какое красивое
яблоко! Все зернышки в нем светятся. Но лучше не трогать его, оно
ядовитое. Кто и кому принес его? В каком произведении? Выбрав водящего и
попросив его выйти из комнаты, участники игры садятся по кругу: по
уговору они задумывают какой-нибудь предмет. Водящий возвращается в
комнату и подходит по очереди к участникам игры.
каждый называет
какое-нибудь одно качество задуманного предмета. Один, например, говорит:
"круглый". "Овальный" - утверждает другой. "Белый"...
"Полосатый"... "Сладкий"... "Сочный" - "Арбуз" - догадывается водящий
по этим как будто разноречивым признакам. У каждого
играющего лист бумаги и карандаш. В течение 1-2 минут нужно написать
как можно больше названий зверей, птиц, рыб и других обитателей зоосада.
Названия лучше всего записывать столбиком. Затем все по очереди
зачитывают свои слова. Если зачитываемое слово есть у кого-либо, он
говорит: "Есть!" Все записавшие его зачеркивают это слово. После того,
как все прочтут записи, каждый считает количество
незачеркнутых слов. Выигрывает тот, у кого их останется больше. Игра для двух
больших команд, которые собрались, например, на летней эстраде лагеря. Для игры
понадобятся карточки с изображением птиц. Для одной команды такие:
снегиря, аиста, удода, воробья, пингвина, чайки и сороки.
А для другой - голубя, дятла,
совы, кукушки, страуса, чижа и вороны. Птицы эти легко
узнаваемы. И среди них две нелетающие - пингвин и страус. На них ведущий
по ходу игры должен остановить внимание вопросом: эта птица летает?
(Только не в самом начале игры, а когда попадает карточка с этой
птицей.) Начинается игра с
обращения ведущего
к игрокам: - Скажи-ка, синица
- это птица? (дружный ответ ребят) - А пингвин? Если
в ответах разнобой, ведущий с
улыбкой корректирует ответ и продолжает: - А сейчас
посмотрим, какая команда узнает больше птиц. Вы готовы? Тогда начинаем: Не сорока, не
ворона и не чайка. А какая это птица? Отвечай-ка! В это время
ведущий уже
подошел к любому из игроков первой команды и показывает ему первую
карточку. Ответ игрока должен быть полным - он начинается словами: "Не
сорока, не ворона", а дальше называется изображенная на рисунке птица,
например: Не сорока, не
ворона, а снегирь! Или: Не сорока, не
ворона, а сова! Назвал птицу
правильно - команде очко. Не узнал птицу -
проси помощи в своей команде: молча возьми за руку того, кто должен
ответить за тебя. Если не успеешь взять его за руку-
сгорает пол-очка. Если успел и сосед ответил за тебя - команда
выигрывает пол-очка. Для второй команды
игроков слова ведущего другие: Не сорока, не
ворона и не чиж. А какая это птица - что молчишь? Ведущему
лучше всего обращаться поочередно то к одной, то к другой команде и
вести игру в бодром темпе. И хорошо, если у него будут два помощника: у
одного - карточки для одной команды, у другого - для другой. Несмотря на
то, что для одной из команд звучат слова: Не сорока, не
ворона и не чайка - в ходе игры все же
попадутся им и чайка, и сорока. Проверка внимания и сообразительности!
Как они поведут себя в этой ситуации? Ведь нельзя ответить так,
например: Не сорока, не
ворона, а сорока... 7.Возрастные характеристики детей Младший школьный возраст (6-8лет)
- Игра – основной вид деятельности. - Не могут долго заниматься одним и тем же делом. Деятельность носит разнообразный характер. - Очень энергичны и всегда «готовы». - Долго переживают неудачи. - Любят разговаривать, делиться своими проблемами с вожатыми. - Хотят казаться взрослыми. - Любят, чтобы с ними советовались. - Скрытый интерес к противоположному полу.
Средний школьный возраст (9-11 лет)
- Любят спорить. - Очень подвижны и шумны. - Подвержены частым колебаниям настроения. - Самоутверждаются в конфликтах. - Важно мнение сверстников. - Нередко переутомляются. - Эмоционально не стабильны.
Подростковый возраст (11-14 лет)
- Замкнутость или гиперактивность. - Мечтательность или нигилизм, нежелание принимать общепринятые нормы и правила поведения. - Повышенное внимание к своей внешности. - Не любят нотаций. - Потребность в межличностном общении.
9.О чем рассказывать ребятам в первые дни? ОСНОВНОЕ
· О выполнении правил внутреннего распорядка лагеря. · О трудовых обязанностях в лагере (дежурство по лагерю, в столовой и в отряде). · О технике безопасности во время купания, дежурства по столовой, похода в лес. · О гигиене. · О бережном отношении к имуществу лагеря и инвентарю. · Обо всех «можно» и «нельзя». · О законах дружбы, товарищества, сотрудничества и общения. · О традициях летнего лагеря.
И ЕЩЕ КОЕ- ЧТО· Вы любите каждого ребенка в лагере и уважаете в нем личность. · Вы никогда не разочаруете детей криком или «длинными руками». · На каждое «нельзя» у Вас есть «можно». · Вы знаете о детях в отряде даже то, что они Вам не говорили. · Доброта и мягкость идут рука об руку со строгостью и требовательностью. · Вы против «дешевого» авторитета. · Если ребенок сыт, занят делом и ему комфортно, значит у Вас на одну проблему меньше. · Сон ребенка – это святое, а Ваш сон – это энергия будущего дня.
Памятка о наказаниях· Прежде чем наказать, разберитесь в мотивах поступка. · Не наказывайте за малейшую провинность, иначе наказание за серьезный проступок ребенок не воспримет всерьез. · Не спешите вести ребенка к администратору, этим Вы расписываетесь в собственном бессилии и подрываете свой авторитет. · Наказывайте с сожалением и огорчением, а поощряйте искренне и радостно. · Подумайте, а всегда ли Вы правы? · Трудных детей наказывайте как можно реже. · Адрес критики всегда должен быть персонален. Не стоит наказывать группу – это приводит к групповой поруке. · Будьте осторожны с угрозами, применить самые строгие меры. Если сказали, нужно выполнять. · Определите для своих ребят основное «нельзя»: тайно уходить купаться, есть незнакомые ягоды, нарушать режим дня и т.д. Так дети будут знать, за что они могут быть наказанными. · Учитывайте возрастные особенности детей. · Не наказывайте детей за то, что они шумные и подвижные. Их просто нужно занять каким-либо делом. · Не ругайте детей по утрам – солнце покажется им серым. · Не ругайте детей перед сном – луна покажется черной.
11.Техника безопасности при конфликтах · Не давайте волю и пространство гневу. · Ограничивайте территорию конфликта. · Не обнажайте конфликт перед посторонними людьми. · В конфликте ищите не виноватых, а выход. · Говорите неприятные вещи приятными словами. · Не унижайте личность человека. · Не затягивайте конфликт. Учитесь быстро забывать о нем.
|