Методические разработки для математиков |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 2 3 1.Приемы ТРИЗ в изучении темы "Масштаб". Н.А.Кузина
Была бы охота, заладится любая работа.
Тема урока: «Масштаб» Цель урока: использовать пропорцию для нахождения расстояния на местности и расстояния на карте. Ход урока I. Актуализация опорных знаний. 1. Заранее дать задание: найти перевод с немецкого слов «масс» и «штаб». 2. Встречались ли вы раньше со словом, которое стоит в теме нашего урока?
II. Постановка целей урока. Тема нашего урока «Масштаб». Что же это такое? Какими сведениями вы уже располагаете? «Мас» - от немецкого – мера, «штаб» - палка. Получается «Палку меряю?» Показать карту острова сокровищ
Что означает запись в углу? А если причалить в Бухте пиратов, то сколько километров идти до сундука с кладом? Давайте уз наем, что такое масштаб и как им пользоваться. III. Формирование новых знаний. · Дать определение масштаба · Виды масштабов. · Определим масштаб на карте разбойников.
В одном сантиметре на карте 800000 см на местности. Переведём в км: 800000 см = 8000 м = 8 км, т. е. в 1см на карте 8 км на местности. Теперь измерим линейкой расстояние от бух ты до клада и узнаем, что нужно. Сделаем вывод.
IV. Формирование умений и навыков. 1). Задача. Когда Буратино бежал из Страны Дураков, он проделал путь в 12 км. Какова на карте длина отрезка, соответствующего этому расстоянию, если масштаб равен 1:100000? Запись в тетрадях: В 1 см на карте -------------- 100000 см на местности В х см на карте ------------- 1200000 см на местности Составим пропорцию: 1 : х = 100000 : 1200000, найдём средний член пропорции. Х = 12. Ответ: 12 см отрезок на карте. 2). Приём РКМ– технологии «Зигзаг – 2». Класс разбит на 4 группы. В каждой – 3 спикера, они позже пойдут в другие группы Содержание задач одинаковое, но задание у каждой группы – своё. Самостоятельная работа: № 808. 1-я группа : кухня и ванная; 2-я группа : кухня и меньшая комната; 3-я группа : обе комнаты; 4-я группа : вся квартира. В каждой группе обсуждено и выбрано решение. Записывают. Затем из каждой группы в три других идут спикеры и рассказывают решение своей задачи, в свою очередь записывая решение трёх других. Затем возвращаются в первоначальные группы и теперь уже у всех полученных решений записывают вывод, располагая соответствующие площади, например, в порядке возрастания (убывания). Проверка – на доске.
V. Итог урока. Итак, мы познакомились с масштабом и научились им пользоваться.
VI. Домашнее задание. 1. Практическое задание: Найти по атласу расстояние от нашего города до двух любых городов. 2. № 818.
2.Прием "Мозговой штурм" на уроке математики. Н.А. Кузина ПРИЁМЫ ТРИЗ - НА УРОКАХ УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ – (УМШ) Это – один из наиболее интересных приёмов решения творческих, эвристических задач. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Целью данного приёма является развитие творческого мышления. Этот приём – хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам работы. Учащиеся тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и слушать друг друга. Есть возможность поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе можно организовать деловую игру. Технология приёма. Штурм проводится в группах по 5-9 человек. Основное правило на первом этапе – никакой критики! Выбранный ведущий следит за поступающими идеями, чтобы ничего не было упущено. Секретарь – фиксирует идеи. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Время, обычно до 20 минут, желательно фиксировать на доске. 1-ый этап. «СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ». Главная его цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе – необычных, «диких». Затем – перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил штурма, почему. 2-ой этап. «АНАЛИЗ ИДЕЙ». Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное, возможность усовершенствовать идею или хотя бы применить её в других условиях. 3-ий этап. «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ». Группа выбирает 2-3 самых интересных решения (можно включить и «дикие»), назначает спикера и он рассказывает о них классу. Если целью группы был поиск как можно большего числа решений, то оглашаются все идеи, решения. Пример использования приёма «Мозговой штурм» на уроке алгебры в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» Ситуация: Над вашей Компанией нависла угроза банкротства, в случае не выполнения следующего задания: Докажите, что выражения и являются натуральными числами Подсказка: отсутствует. 3.Урок математики по теме "Степени". Н.А.Кузина.
Тестовое задание по теме «Степень и её свойства» Вариант 1 1) Заполни пропуски в определениях: Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется ***** Степенью числа а с показателем ***** называется само число а . 2) Указать в записях степеней числа, которые являются показателями степени: . Показатели: *****. 3) Указать в записях степеней числа, которые являются основаниями степени: . Основания: ***** 4) Отметить знаком «+» высказывание, в котором приведён результат возведения в степень: ڤ а) значение степени равно 2*2*2*2 ڤ б) значение выражения (-3)*(-3)*(-3) равно (-3)³. ڤ в) значение степени 4³ равно 64. 5) Заполни пропуски так, чтобы утверждения были верными: а) при ***** степеней с одинаковыми основаниями основание ***** , а показатели степеней складываются. б) при делении степеней с ***** основаниями основание ***** .а показатели степеней ***** в) при ***** основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются. г) при возведении в степень произведения возводят в эту степень***** и результаты ***** д) при возведении в степень дроби возводят в эту степень ***** и результаты *****
6) Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу: а) а) б) : 3² б) в) в) г) г) д) д) . 7) Представить в виде степени произведение 7*7*7*7*7 и указать верный результат: а) б) 7*5 в) 8) Записать выражение в словесной или числовой форме:
9) Выписать выражения, в которых допущена ошибка, и исправить их а) ; б) в) г) д) е) ж) з) . и) к) л) м) .
Тестовое задание по теме «Степень и её свойства» Вариант 2 1) Заполни пропуски в определениях: Произведение п множителей каждый из которых равен а , называется ***** Степенью числа а с показателем 1 называется ***** . 2) Указать в записях степеней числа, которые являются показателями степени: . Показатели: *****. 3) Указать в записях степеней числа, которые являются основаниями степени: . Основания: ***** 4) Отметить знаком «+» высказывание, в котором приведён результат возведения в степень: ڤ а) значение степени равно 2*2*2*2 ڤ б) значение выражения (-3)*(-3)*(-3) равно (-3)³. ڤ в) значение степени 4³ равно 64. 5) Заполни пропуски так, чтобы утверждения были верными: а) при ***** степеней с одинаковыми основаниями основание ***** , а показатели степеней складываются. б) при делении степеней с ***** основаниями основание ***** .а показатели степеней ***** в) при ***** основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются. г) при возведении в степень произведения возводят в эту степень***** и результаты ***** д) при возведении в степень дроби возводят в эту степень ***** и результаты *****
6) Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу: а) а) б) : 3² б) в) в) г) г) д) д) . 7) Представить в виде степени произведение 7*7*7*7*7 и указать верный результат: а) б) 7*5 в) 8) Записать выражение в словесной или числовой форме:
7) Выписать выражения, в которых допущена ошибка, и исправить их а) ; б) в) г) д) е) ж) з) . и) к) л) м) .
|