г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"   Методические разработки для математиков

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
                      1 2 3

1.Приемы ТРИЗ в изучении темы "Масштаб". Н.А.Кузина

 

Была  бы  охота,

заладится  любая  работа.

 

Тема  урока:  «Масштаб»

 Цель  урока:  использовать  пропорцию  для  нахождения  расстояния  на

                         местности  и  расстояния  на  карте.

 Ход  урока

 I.  Актуализация  опорных  знаний.

1. Заранее  дать  задание:  найти  перевод с немецкого  слов  «масс» и «штаб». 2. Встречались  ли вы  раньше  со  словом, которое стоит  в  теме  нашего  урока?

 

II.  Постановка  целей  урока.

  Тема  нашего  урока  «Масштаб».  Что  же  это  такое?  Какими  сведениями  вы  уже  располагаете?  «Мас» - от  немецкого – мера,  «штаб» - палка. Получается  «Палку  меряю?» 

   Показать  карту  острова  сокровищ

 

 

Что  означает  запись  в  углу?  А  если  причалить  в  Бухте  пиратов, то сколько километров  идти  до сундука  с кладом?

  Давайте  уз наем, что такое  масштаб  и  как  им  пользоваться.

 III.  Формирование  новых  знаний.

·        Дать определение  масштаба

·        Виды  масштабов.

·        Определим  масштаб  на  карте  разбойников.

 

В  одном  сантиметре  на  карте  800000  см  на  местности.  Переведём в км: 800000 см = 8000 м = 8 км,  т. е.  в  1см  на  карте  8 км на местности.  Теперь  измерим  линейкой  расстояние  от  бух ты до  клада  и  узнаем,  что нужно.  Сделаем  вывод.

 

IV. Формирование  умений  и навыков.

1). Задача. Когда  Буратино  бежал из  Страны Дураков,  он проделал путь в 12 км.  Какова на карте длина отрезка, соответствующего  этому расстоянию,  если масштаб равен  1:100000?

         Запись  в  тетрадях:

В  1 см  на  карте  --------------  100000 см  на  местности

В  х  см  на  карте  -------------  1200000 см на  местности

Составим  пропорцию:   1 :  х = 100000 : 1200000,  найдём  средний член пропорции.  Х = 12.

Ответ:  12 см  отрезок  на  карте.

2). Приём РКМ– технологии «Зигзаг – 2».

  Класс разбит  на  4  группы. В каждой – 3 спикера,  они позже пойдут в другие  группы  Содержание  задач одинаковое, но задание у каждой  группы – своё.

Самостоятельная  работа№  808.

1-я группа : кухня  и  ванная;

2-я  группа : кухня  и меньшая  комната;

3-я  группа : обе  комнаты;

4-я  группа : вся  квартира.

  В каждой  группе обсуждено и выбрано решение. Записывают. Затем из каждой группы  в  три других идут спикеры и рассказывают решение своей задачи, в свою очередь записывая решение трёх других. Затем возвращаются в первоначальные  группы и теперь уже  у  всех полученных решений записывают вывод,  располагая соответствующие площади, например, в порядке возрастания (убывания).

  Проверка – на доске.

 

V. Итог урока.

  Итак, мы познакомились с  масштабом и научились им пользоваться.

 

VI. Домашнее  задание.

1.     Практическое задание: Найти по атласу расстояние от

нашего  города  до  двух  любых городов.

2.     №  818.

 

2.Прием "Мозговой штурм" на уроке математики. Н.А. Кузина

 ПРИЁМЫ   ТРИЗ   -  НА   УРОКАХ

 УЧЕБНЫЙ  МОЗГОВОЙ  ШТУРМ – (УМШ)

Это – один из наиболее интересных приёмов решения творческих, эвристических задач. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

Целью данного приёма является развитие творческого мышления. Этот приём – хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам работы. Учащиеся тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и слушать друг друга. Есть возможность поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе можно организовать деловую игру.

Технология приёма.  Штурм проводится в группах по 5-9 человек. Основное правило на первом этапе – никакой критики! Выбранный ведущий следит за поступающими идеями, чтобы ничего не было упущено. Секретарь – фиксирует идеи. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Время, обычно до 20 минут, желательно фиксировать на доске.

1-ый этап. «СОЗДАНИЕ БАНКА  ИДЕЙ».

 Главная его цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе – необычных, «диких». Затем – перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил штурма, почему.

2-ой этап. «АНАЛИЗ  ИДЕЙ».

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное, возможность усовершенствовать  идею или хотя бы применить её в других условиях.

3-ий этап. «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ».

Группа выбирает 2-3 самых интересных решения (можно включить и «дикие»), назначает спикера и он рассказывает о них классу. Если целью группы был поиск как можно большего числа решений, то оглашаются все идеи, решения.

Пример   использования   приёма   «Мозговой  штурм»   на уроке алгебры   в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Ситуация: Над  вашей  Компанией  нависла  угроза банкротства,  в  случае  не  выполнения                                             следующего   задания:

 Докажите, что выражения

  и  

являются натуральными числами

Подсказка:     отсутствует.

3.Урок математики по теме "Степени". Н.А.Кузина.

 

                              Тестовое задание по теме «Степень и её свойства»                   

Вариант 1

1)      Заполни пропуски в определениях:

Степенью числа  а  с натуральным показателем п, большим 1,  называется  *****

Степенью числа  а  с показателем ***** называется само число  а .

2)      Указать в записях степеней числа, которые являются показателями степени:

            .     Показатели:         *****.

3)      Указать в записях степеней числа, которые являются основаниями степени:

       .     Основания:          *****

4)      Отметить знаком «+» высказывание, в котором приведён результат возведения в степень:  ڤ а) значение степени  равно 2*2*2*2

                      ڤ б) значение выражения  (-3)*(-3)*(-3) равно  (-3)³.

                      ڤ в) значение степени   4³     равно  64.

5)      Заполни пропуски так, чтобы утверждения были верными:

а)  при  *****  степеней с одинаковыми основаниями основание *****  , а показатели степеней складываются.

б)  при делении  степеней с *****  основаниями   основание  *****  .а показатели степеней *****

в)  при  *****  основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются.

г) при возведении в степень произведения возводят в эту степень***** и результаты *****

д) при возведении в степень дроби возводят в эту степень ***** и результаты  *****

 

6)      Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу:

                а)                                        а)  

                б)  : 3²                                       б)  

                в)                                       в)  

                г)                                           г)   

                д)                                          д)   .

7) Представить в виде степени произведение   7*7*7*7*7   и указать  верный результат:

             а)                       б)   7*5                        в)  

8)  Записать выражение в словесной или числовой форме:

 

Числовая форма

Словесная форма

а

 

Сумма квадратов    а и в

б

 

в

 

Разность куба числа х и числа 5 

г

16-у³

 

9)      Выписать выражения, в которых допущена ошибка, и исправить их

а) ;                  б)                               в)       

г)                             д)                                   е) 

ж)                            з)  .                и) 

к)                             л)                                     м)  .

                         

 

 

 

    Тестовое задание по теме «Степень и её свойства»                   

Вариант 2

1)      Заполни пропуски в определениях:

Произведение  п множителей каждый из которых равен а  ,  называется  *****

Степенью числа  а  с показателем 1  называется *****  .

2)      Указать в записях степеней числа, которые являются показателями степени:

            .     Показатели:         *****.

3)      Указать в записях степеней числа, которые являются основаниями степени:

       .     Основания:          *****

4)      Отметить знаком «+» высказывание, в котором приведён результат возведения в степень:  ڤ а) значение степени  равно 2*2*2*2

                      ڤ б) значение выражения  (-3)*(-3)*(-3) равно  (-3)³.

                      ڤ в) значение степени   4³     равно  64.

5)      Заполни пропуски так, чтобы утверждения были верными:

а)  при  *****  степеней с одинаковыми основаниями основание *****  , а показатели степеней складываются.

б)  при делении  степеней с *****  основаниями   основание  *****  .а показатели степеней *****

в)  при  *****  основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются.

г) при возведении в степень произведения возводят в эту степень***** и результаты *****

д) при возведении в степень дроби возводят в эту степень ***** и результаты  *****

 

6)      Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу:

                а)                                        а) 

                б)  : 3²                                       б)  

                в)                                       в)  

                г)                                           г)  

                д)                                          д)   .

7) Представить в виде степени произведение   7*7*7*7*7   и указать  верный результат:

             а)                       б)   7*5                        в)  

8)  Записать выражение в словесной или числовой форме:

 

Числовая форма

Словесная форма

а

 

Сумма квадратов    а и в

б

 

в

 

Разность куба числа х и числа 5 

г

16-у³

 

7)      Выписать выражения, в которых допущена ошибка, и исправить их

а) ;                  б)                               в)       

г)                             д)                                   е) 

ж)                            з)  .                и) 

к)                             л)                                     м)  .

 

Hosted by uCoz