Методические разработки для учителей иностранного языка |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
1.Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка, В.А. Дробина
Введение Проектное обучение по своей идеологии, требует коренного изменения педагогических действий учителя, центральной задачей которых является перевод учащихся в режим самостоятельного созидания знаний. Согласно основополагающему постулату Л.С. Выгодского и его последователей обучение может быть названо развивающим, если оно идет впереди развития и ведет его за собой. В случае проектного обучения, предполагающего самонаучение учащихся, речь должна идти о саморазвитии, причем эти два процесса, находясь в диалектическом взаимодействии, усиливают друг друга, обеспечивая поступательное восхождение учащихся по шкале интеллектуального роста. Залог положительного исхода проектной деятельности видится в грамотном педагогическом сопровождении учебной работы, упреждающем потерю интереса у школьников при встрече с интеллектуальными, эмоциональными и физическими затруднениями.
Глава 1 Педагогическое сопровождение проекта Педагогическое сопровождение - это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы учащихся. Оно обеспечивает создание предпосылок для самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Кроме того, разностатусные отношения учителя и ученика выводятся в плоскость равноправного сотрудничества. Социальное взаимодействие в контексте идей педагогического сопровождения организуется на принципах равнозначимости и дополнительности субъектов обучения. Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного с учеником устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником положительного результата. Несмотря на то, что наличный субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в условия совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений. Наиболее важным препятствием, которое педагог и ученик совместно преодолевают, является дефицит некоторых умений, не востребуемых при традиционном обучении. К их числу относятся:
Педагогическое сопровождение учебного процесса можно разделить на три этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный. Компонентами подготовительного этапа являются:
Этап совместных действий предполагает разнообразные формы сотрудничества всех участников педагогического процесса на стадиях разработки, реализации и общественной презентации проекта. Его основные составляющие:
Этап рефлексии означает осмысление отдельных этапов проектной работы и проделанного в целом. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, сам оценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Анализ смысла совершенных действий, их пооперационного состава возвращает ученика в познавательную деятельность с новым видением того, "в чем" он пребывал. Важно помочь школьникам заметить те изменения, которые в них происходят. Рефлексия направлена на развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, осознание и соотнесение собственных способностей, установок, ценностей с имеющимися у других людей. Технологическими особенностями педагогического сопровождения должны быть следующие моменты.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения и навыки:
Рефлексивные умения: · Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. · Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения: · Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. · Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. · Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). · Умение находить несколько вариантов решения проблемы. · Умение выдвигать гипотезы. · Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: · Навыки коллективного планирования. · Умение взаимодействовать с любым партнером. · Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. · Навыки делового партнерского общения. · Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки: · Умение проектировать процесс (изделие). · Умение планировать деятельность, время, ресурсы. · Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. · Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения: · Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. · Умение вести дискуссию. · Умение отстаивать свою точку зрения. · Умение находить компромисс. · Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. · Презентационные умения и навыки. · Навыки монологической речи. · Умение уверенно держать себя во время выступления. · Артистические умения. Проектное обучение означает переосмысление характера и стиля работы педагога, который не снимает завесу с готовых знаний и способов мышления, а проходит совместно с учеником весь путь их постижения. Профессиональные функции учителя в проектном обучении существенно изменяются: от ретранслятора книжного знания, носителя истины - к руководителю исследовательской деятельности на коллегиальных и равнопартнерских началах.
Глава 2 Создание проекта 2.1. циклограмма работы над проектом
1. Подготовительный этап · Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов. · Подготовка стендовой информации о проектной работе. · Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.) · Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов. 2. Организация работы · Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы. · Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации. · Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедуры и критериев оценки проектов. Поисково-исполнительский этап. · Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы. 3. Завершающий этап · Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. · Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. · Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов. Обобщающий этап. · Оформление результатов проектной деятельности. · Предзащита проектов. · Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. · Формирование групп рецензентов, оппонентов и "внешних" экспертов. · Подготовка к публичной защите проектов. · Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия. · Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов. 4. Заключительный этап · Публичная защита проектов. · Подведение итогов, анализ выполненной работы. (Рефлексия) · Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. 5. Практическое использование проекта Последовательность выполнения проекта можно кратко представить в виде таблицы. (См. табл. №1)
2.2. Требования к созданию портфолио проекта
Каждый проект должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями (компьютерный набор на листах формата А4 через 1,5 интервала, с соблюдением норм и правил русского языка), презентован и оценен. Оформленным считается проект, по которому сформирована проектная папка (портфолио проекта), включающая в себя: ·методическую разработку проекта (готовится учителем) ·содержание работы ·оформленные результаты работы и сделанные выводы ·список использованных информационных источников ·черновики и другие рабочие материалы ·описание продукта (пояснительная записка) ·сценарий презентации
2.3 Паспорт проектной работы 1) Название проекта. 2) Руководитель проекта. 3) Консультант(ы) проекта. 4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. 5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс). 8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой). 9) Цели проекта (практическая и педагогическая. 10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). 11) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). 12) Необходимое оборудование. 13) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание). 14) Предполагаемые продукты проекта. 15) График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). 16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе 17) Оценка содержания проекта (отзыв) 18) Оценка презентации проекта (отзыв)
2.4. Организация конкурса проектных работ 1. Конкурс проектных работ проводится в последний день проектной недели в форме презентации проектов. Основная задача конкурса - выявление лучших проектных работ, выполненных в ходе проектной недели, и стимулирование проектной деятельности учащихся. 2. На конкурс могут быть представлены только групповые проектные работы, выполненные учащимися школы под руководством учителей (консультантов) в ходе проектной недели. 3. В целях повышения компетентности оценки проектных работ, их защита осуществляется по предметным секциям: лингвистической, гуманитарной и естественно-математической. Расписание работы секций составляется завучем-диспетчером не позднее, чем накануне презентационного дня, с учетом потребности проектных групп в презентационном оборудовании (компьютер, видеопроектор, кодоскоп, сцена и др.). 4. В жюри каждой секции входят не менее чем по одному представителю от администрации школы, педагогического коллектива и органа ученического самоуправления. Состав жюри секции формируется исходя из предметной компетенции членов жюри по данному направлению проектной деятельности. Председателем общешкольного жюри является директор школы. 5. Оценка представленных на конкурс работ производится по комплексному критерию - с учетом собственно проектной работы учащихся и презентации проекта.
К числу критериев оценки проектной работы относятся:
· актуальность темы и ее практическая значимость, · объем проработанного материала и глубина проработки, · оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений, · уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, качество оформления работы.
К числу критериев оценки презентации проекта относятся:
· четкость и доступность выступления, · глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в ходе презентации, · качество ответов на вопросы, · артистизм и умение заинтересовать аудиторию, · использование наглядных и технических средств. 6. По итогам конкурса присуждаются три первых, три вторых и три третьих места (для каждой из предметных секций). Кроме того, проекту, выполненному нестандартно, с особо высоким качеством, и имеющему большую социально-практическую значимость, может быть присуждена особая премия (Гран-при). Проекты, по общему уровню не соответствующие требованиям первого, второго или третьего мест, но имеющие отдельные выдающиеся стороны, могут быть отмечены премией зрительских симпатий, поощрительными премиями или премиями в отдельных номинациях. 7. Подведение итогов конкурса проводится сразу по окончании презентаций.
Словарик «проектных терминов» Актуальность исследования — характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Вопросы проекта - форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта. Выход проекта (продукт проектной деятельности) - разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности. Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных". Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения. Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность). Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет). Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач. Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов. Игровой (ролевой) проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми. Индивидуальный (персональный)проект -проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога. Информационный проект - проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту). Координация - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными. Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков. Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта). Оппонент - учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы. Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом. Практико-ориентированный проект - проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера Презентация проекта - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности. Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проект- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса. Проектирование - 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; Защита проекта; 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология". Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов. Результаты проекта - 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др. Рецензент - учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект. Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта. Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца. Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы. Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализации участников проектной группы. Телекоммуникационный (учебный) проект -групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации. Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель. Целевой акт (целевая установка) - одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910 - 1920-е гг. Цель проекта - модель желаемого конечного результата проектной деятельности. Этапы проекта - основные периоды работы над проектом. Литература
1. Метод проектов в современной школе [Текст]:\ А.В. Бычков.- М., 2000. 2. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе . [Текст]:\ У.Х.. Килпатрик -Л.,1925. 3. Опыт работы американской школы по методу проектов. [Текст]:\ В.Л. Кронгауз., - М., 1926. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]:\ Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000. 5. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст]:\ /"Иностранные языки в школе", 2000. - №№ 2, 3. 6. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка. [Текст]:\ Иностранные языки в школе, 1998. - №2 |