Методические разработки для учителей иностранного языка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приемы ТРИЗ и РКМ технологий в обучении лексико - грамматической стороне речи, В.А. Дробина Введение
Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности. Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54) Творчество — это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (В.И.Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского университета. 1988г., с.50) Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393). Развиваясь, общество меняет свои требования и ставит все новые и новые задачи перед cовременной школой, в корне меняя свой социальный заказ в сторону креативности или творческости. В настоящее время от выпускника школы требуется не только владение ЗУНами, но и способами их добывания. Он должен уметь свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Иначе говоря, наш современник должен быть интеллектуально развитым, образованным и творческим человеком. Очевидно, что, опираясь только на традиционную систему обучения, эти качества личности развить невозможно, поскольку в этом случае учитель будет выступать в роли «снабженца» предметными знаниями, нормами поведения, он должен руководить процессом и тянуть за собой ученика. Результатом подобного процесса обучения будет хорошо подготовленный исполнитель, не умеющий ориентироваться в условиях постоянно меняющейся действительности. В данной ситуации неоценимую пользу педагог может извлечь из методик личностно ориентированного обучения и особенно из технологии ТРИЗ, которая позволяет совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом учебные задачи и способы их решения. Она предлагает приемы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну. ТРИЗ, пропагандируя творчество, несет в себе добро и свет познания окружающего мира. Набор приемов ТРИЗ – технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приемов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладевать исходной языковой базой. Как совместить эти два ключевых момента? Думается, что эти процессы должны происходить параллельно. Каждый учитель должен выбрать те приемы ТРИЗа, которые отвечают поставленным на уроке задачам и его личному опыту и особенностям класса, в котором он работает. При обучении лексико-грамматической стороне речи можно использовать приемы технологии развития критического мышления (РКМ) такие как «Кластер», «Инсерт», «Бортовой журнал», «Зигзаг-2», «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Загадка», «Круги по воде» а так же приемы развития творчества по Торренсу: «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Методика обучения составления рассказа по картинке», «Метод контрольных вопросов», «Экспертиза», «Синквейн» и др. Зачастую лексические и грамматические единицы предъявляются учащимся как разрозненные, вычлененные из живой речи обороты. В результате такого подхода обучающиеся запоминают их, могут воспроизвести по образцу в рамках изучаемой темы, но не способны в дальнейшем свободно использовать их в своих устных высказываниях или попросту вскоре забывают. Приемы ТРИЗ позволяют видеть все лексико – грамматические явления в совокупности, применять их систематически, а не только в рамках определенной темы, а так же самостоятельно анализировать и синтезировать речевые структуры. Необходимо отметить, что невозможно отдельно обучать только лексике или грамматике иностранного языка, поскольку все лексические единицы связаны между собой по законам грамматики. Поэтому речь идет именно об обучении лексико – грамматической стороне речи. Названные приемы ТРИЗ и РКМ облегчат и разнообразят виды деятельности учителя и обучающихся, создадут условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей.
Глава 1. Приемы развития творчества по Торренсу
1.1. СИНКВЕЙН
Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них сиквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1) В первой строчке называется тема (обычно это существительное). 2) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные). 3) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами. 4) Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5) Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.
Пример урока английского языка в 9 классе. Тема «Let the Music begin». Цель: Активизировать в речи учащихся Л.Е. по теме, обучать связному высказыванию по теме. Задание: Составьте синквейн к понятию modern music
Результат работы учащихся:
MODERN MUSIC torchy overwhelming transforms people inspires entertains Modern music makes us think of life Soundtrack of our life
Последующее высказывание: Modern music is torchy and overwhelming/ It transforms people, inspires and entertains them. Modern music makes us think of life. It is the soundtrack of our life.
1.2. Оживи картину
Прием «Оживи картину» является универсальным для систематизации видовременных форм глагола. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.
Пример из урока немецкого языка в 11классе
Цель: систематизировать видовременные формы глагола. Задача: опишите картину «Три богатыря», ответив на следующие вопросы: · Was sehe ich auf diesem Bild? · Was hore ich auf diesem Bild? · Was fuhle ich auf diesem Bild? · Was geschah auf dem Bild vor einigen Minuten? · Was wird in ein Paar Stunden geschehen? · Wovon denkt Ilja Mutometz (Aljoscha, Dobrinja, das Pferd, der Weg)?
Результат работы учащихся:
Ich sehe drei russischen Helden. Sie sind hoch auf ihren Pferden. Sie sehen fern und sind aufgeregt. Sie kummern sich um die Heimatland. Ob der Feind nah? Ich hore die Raben schreien und fuhle den Wind. Es weht und bringt Tod. Viele Menschen schlugen einander auf diesem Feld vor einigen Minuten. Bald kommt der Feind. Die Helden werden kampfen fur die Freiheit.
1.3. Метод контрольных вопросов
Этот метод позволяет решить поставленную задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным формам. Она позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при обучении иноязычному говорению, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный метод работы следует применять на заключительных этапах работы над темой, когда лексический запас достаточен для говорения.
Пример из урока английского языка в 9 классе.
Тема: «What will you be»? Цель: Активизировать речевые навыки по теме. Задачи: 1) Рассмотрите проблему и предложите возможные варианты ее решения: Many pupils don’t like to go to school. 2) Для формулирования решений ответьте на следующие вопросы: · How to make school attractive for pupils? · What should be changed at school? · What should be teachers like? · What subjects should be studied and shouldn’t be studied at school? · What is the school of your dream?
Результат работы учащихся:
The modern school should include all types of school. It must be free for everybody. Pupils should start education at the age of 6. The teachers should get a high salary and have all necessary for their work. They should be kind to their pupils and well educated people. In every classroom there should be a computer. Religion should be studied too. There should be good sport rooms, rooms for relaxation, school cafes. It will be fine if the music sounds during the break.
1.4. Экспертиза
«Экспертиза» - это сравнение структуры и функций системы с теоретическим эталоном, а так же прикладными образцами, созданными на основе теоретического эталона. Экспертиза имеет несколько этапов: 1) Выбор эталона. 2) Выделение существенных признаков экспериментируемой системы. 3) Сравнение существенных признаков экспериментируемой системы с эталоном. 4) Оценка творческой новизны продукта деятельности.
Технология экспертизы имеет несколько признаков творческой новизны: 1) аналогичная замена или копирование. Например, сохранив сюжет, внести изменения в описания, диалоги героев. 2) Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы, отличающиеся по строению, но выполняющие такие же функции. Например, изменение внешнего вида героя, жилища и т.д. 3) Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений. Например, создание нового акта действия в произведении. 4) Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением новых героев. 5) Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении, т.е. фантазирование.
Критерии оценки деятельности: 1) деятельность не осуществляется за счет разрушения или уничтожения чего – либо полезного для людей. 2) Результат деятельности не должен препятствовать развитию других полезных и необходимых видов деятельности. 3) Деятельность не должна требовать человеческих жертв. 4) Результат должен приносить пользу творцу.
Технологию экспертизы можно с успехом применять на уроках домашнего чтения, при работе над художественными текстами, где присутствуют описания и диалоги, а так же при работе над полилогами, глее реплики героев могут быть заменены или созданы новые полилоги на заданную тему.
1.5. Бином фантазии
Прием основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе. Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием. Пример урока немецкого в 5 классе.
Тема: “Tiere” Цель: тренировать учащихся в употреблении новой лексики, словообразовании, употреблении инфинитивной конструкции um…zu Задача: придумать и нарисовать универсальное животное, которого не существует пока в природе. Объяснить, зачем ему необходимы именно эти части тела. Результат работы учащихся:
Последующее высказывание: Mein Tier hat Hundenkopf, um klug zu sein, Vogelaugen, um gut zu sehen, Katzenohren, um gut zu horen, Vogelflugel, um zu fliegen, Adlerschnabel, um Kinder zu futtern, Hahneschwanz, um schon zu sein, Lowenbeine, um schnell zu laufen, Giraffenhals, um Obst zu essen.
1.6. Метод ассоциаций
Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо. Он успешно применяется для тренировки учащихся в употреблении предлогов.
Пример урока английского языка в 6 классе.
Тема: “Home sweet home” Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме, тренировать учащихся в употреблении предлогов. Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего. Даны слова: - a chair, a lamp, a hat, wind. - a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set. . Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.
Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.
Глава 2. Приемы развиитя критического мышления
2.1. Кластеры
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Пример урока немецкого языка в 10 классе Тема: “Die Nation” . Цель: Дать понятие слова Nation, ввести новые лексические единицы, тренировать учащихся в употреблении порядка слов в предложении, активизировать склонение прилагательных. Задача: Составить кластеры к понятию die Nation. К каждому понятию подобрать характеризующее его прилагательное. Результат работы учащихся: Последующее высказывание: Meiner Meinung nach hat jede Nation ihre besondere Sprache, ungewohnliche Kultur, nationale Kuche, bestimmten Charakter, besonderes Mythen, eigene Religion, interessante Geschichte, malerische Natur, alte Traditionen. Примечание: на последующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их информацией. 2.2. Дерево предсказаний
2.3. Инсерт
Such a strange illness!
When most of us hear the “word” tiredness, we immediately think about trying to have a rest. You have attempted to sleep on Sunday and on Saturday, but without any effort. It is insomnia! You don’t feel well. You don’t have any energy, any appetite and your body isn’t fit. Besides headaches and irritation make you worry. May be it is an influence? It seems you have a temperature! What is the matter? To have a diet? To visit a doctor? To take vitamins? To stay in bed? You are not ill and don’t feel well! You don’t want to visit your friends, to go for a walk. You are not interested in sport, music and other things. Oh, you are visited by depression! Such a strange illness! You think, that a rest should be about more than just to sleep. But what should you do……? Symptoms of chronic tiredness
Таблица верных и неверных утверждений
Примечание: После работы над текстом и заполнением таблицы организуется обсуждение проблемы, где учащиеся используют предложенные им речевые образцы, соответствующие значкам. Например «V» - I think, that……. « - » - I didn’t know that….
2.4. Загадка
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Пример урока английского языка во 2 классе.
Тема: “Animals” Цель: активизировать лексические единицы по теме, тренировать учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения Is it…..? Задача: угадайте, что это за животное.
It can jump, but it is not a kangaroo, It can run, but it is not a dog, It can swim, but it is not a fish, It is strong, but it is not an elephant.
(a tiger)
Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.
2.5. Зигзаг - 2
2.6. Бортовой журнал
Пример урока английского языка в 9 классе.
Тема: «Healthy living guide» Цель: активизировать лексический материал по теме. Обучать изучающему чтению и монологическому высказыванию на основе прочитанного. Задача: прочитать предложенный текст. Заполнить таблицу.
Seven deadly health sins
When the Bible set down the Seven Deadly Sins they were not meant to be taken literally. Few of us will die of pride envy or anger. There are, however, modern health sins which are in fact far more deadly. Two of them - obesity and physical inactivity are known from ancient times. They are joined by the modern bad habits: smoking, drinking too much alcohol, and the surprising “danger” of sleeping too much or too little, eating between meals and skipping breakfast. In combination, these poor health habits could double the chance of dying or lead to different diseases for those who survive. Of course sleeping too much or too little, snacking and skipping breakfast are not quite as deadly as smoking, obesity or drinking. But they are indicative of dangerously chaotic lifestyles. Regularity in life promotes your health. Sleeping seven or eight hours, getting up early, eating breakfast, a healthy diet and regular meals is really a good way to live.
Результат работы учащихся:
2.7. Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками
Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.
Пример английского языка в 7 классе
Тема: «Do you have any problems with your friends?» Цель: формировать навыки говорения по теме, тренировать структуру to be going to Задачи: (пред прослушиванием текста учащимся предъявляется картинка к тексту)
Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы: 1) Where is the story set? 2) Who are the main persons? (учащимся предъявляется фрагмент 2 текста в записи на аудиокассете) Вопрос: · What are Jackie and Terry are going to do? (предъявляется в записи фрагмент 3) Вопрос: · What is the girl going to do? (предъявляется фрагмент 4) Вопрос: · Will Terry put the cigarettes back ? Why? (предъявляется фрагмент 5) Вопросы: · What does the girl think about Terry? · Is Terry a true friend? Why? 2.8. Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Пример из урока немецкого языка в 10 классе по теме «Nation»
Цель: расширить словарный запас по теме.
Задача: подберите как можно больше существительных к слову на соответствующую букву.
Результат работы учащихся:
N - Natur A - Aktivitaten T - Traditionen I- Intellekt O – Ordnung N - Nationalhelden
M - Meinung Y - Yankee T - Tradition H - Herz E - Eigentumlichkeit N - Nationalitat
Литература
1. Гин А.А.Приемы педагогической техники [Текст ]: пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004. 2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст]. – Минск: Беларусь, 1994. 3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]. – М.: Педагогика, 1980. 4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]. –М.: Педагогика, 1990. 5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст]. –М.: Педагогика, 1982. |