Проект доклада по реализации культурно - образовательной инициативы |
|
|
Проект доклада по реализации культурно – образовательной инициативы на получение статуса муниципальной инновационной площадки КОиН и ИПК «Формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение»
1. Общие сведения об образовательном учреждении Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 основано в 1979 году. Ø Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Ø В 2006 – 2007 учебном году в школе обучается 725 обучающихся, скомплектован 31 класс. Ø Средняя наполняемость классов 25 человек. Ø Контингент обучающихся сохраняется, что является одним из показателей высокого качества обучения. Ø Учреждение реализует программы традиционного и развивающего обучения; Ø В реализацию воспитательно – образовательного процесса школы включены ВУЗы-партнеры: ТУСУР, КузГПА, МИЭП, а так же учреждения дополнительного образования: Школа искусств № 55, Дом творчества № 2, Художественная школа № 28, Центр научных основ здоровья и развития личности «ЗОВ», Центр технического творчества «Меридиан», физкультурно – оздоровительный комплекс Новоильинского района. Ø Материально-техническое оснащение школы обеспечивает реализацию требований государственных образовательных стандартов и позволяет осуществлять образовательную деятельность на качественном уровне. Ø Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Преподавание осуществляют 54 педагога. 72% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, 11 человек имеют звание Почетного работника общего образования, 2 учителя - звание Отличника народного просвещения, 1 педагог - звание Заслуженного учителя РФ, 1 педагог является победителем муниципального и финалистом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2006», 1 педагог – лауреат районного конкурса «Учитель года 2007». Средний возраст учителей от - 40 до 45 лет. Ø В школе действует медико-психологическая служба; Ø Социальный состав родителей обучающихся разнороден: рабочие металлургических и угольных предприятий (72%), служащие и работники социальной сферы (21 %), безработные (7%). Ø Процент качества успеваемости остается стабильным с небольшой динамикой роста и составляет в целом по школе 65%; Ø Количество учеников, поступающих в ВУЗы после окончания школы, составило на конец 2006 гола 88%; Ø Школа поддерживает перемены, происходящие сегодня в области образования. Учреждение осуществляет предпрофильную подготовку. В 2007-2008 году планируется переход на профильное обучение, и, соответственно, новый БУП. Ø В учреждении действует внутришкольная система повышения квалификации, школьное научное общество. Ø Учреждение принимает активное участие в диссеминации ценного педагогического опыта через организацию и участие в семинарах, конференциях, Днях науки, конкурсах профессионального мастерства. Ø Педагогический коллектив школы имеет высокую мотивацию к саморазвитию и опыт осуществления инновационной деятельности (с 1997 года по 2000 год школа являлась муниципальной инновационной площадкой по отработке модели школы Русского стиля).
Приведенные выше данные свидетельствуют о наличии условий в образовательном учреждении для осуществления инновационной деятельности.
2. Проблемно – ориентированный анализ образовательного учреждения.
Для выдвижения культурно – образовательной инициативы на получение статуса инновационной площадки был проведен проблемно – ориентированный анализ образовательного учреждения. Оценено совокупное влияние факторов внутренней среды школы (уровень квалификации педагогов, степень материально – технического и учебно – методического оснащения учреждения, конкурентоспособность учреждения в рамках муниципальной системы образования) и факторов внешней среды (совокупность социальных, экономических, политических, технологических), влияющих на жизнедеятельность образовательного учреждения. На основе проделанного проблемного анализа образовательного учреждения можно сделать следующие выводы: 1. Приоритеты образовательной политики государства создают предпосылки и благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности образовательного учреждения. 2. Социальный заказ общества на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, обладающих высокой степенью креативности, рефлексивной культурой и конструктивностью, создает необходимость формирования творческой образовательной среды за счет использования ТРИЗ и РКМ технологий в образовательном процессе школы. 3. Кадровый потенциал школы, наличие в коллективе опыта инновационной деятельности и высокой мотивации к саморазвитию делают возможным создание на базе образовательного учреждения муниципальной инновационной площадки по формированию творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение. Для обеспечения качества образовательного процесса определены приоритеты в деятельности образовательного учреждения: В содержании образования: 1) Переход на БУП -2004. 2) Внедрение в образовательный процесс технологий ТРИЗ и РКМ. 3) Использование в преподавании учебных дисциплин проблемных и исследовательских методов обучения, нетрадиционных форм организации образовательного процесса, информационно – коммуникационных технологий обучения. В структуре воспитательно – образовательного процесса: 1) Разработка медико – психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. 2) Создание условий для работы по индивидуальным учебным планам и в малых группах. 3) Открытие профиля обучения. 4) Включение в содержание элективных курсов проектно – исследовательской деятельности, организация профессиональных проб. В работе с педагогами: 1) Освоение новых программ и УМК. 2) Изучение научных основ технологий ТРИЗ и РКМ. 3) Подготовка к инновационной деятельности через курсы повышения квалификации, внутришкольную систему повышения квалификации, семинары и самообразование. 4) Повышение компьютерной грамотности педагогов через курсы повышения квалификации и практическую деятельность. В ресурсном обеспечении: 1) Улучшение материально – технического оснащения, достаточного для качественного осуществления воспитательно – образовательного процесса средствами, полученными от реализации платных образовательных услуг, участия в конкурсах. 2) Обеспечение образовательного процесса необходимым программным и учебно – методическим материалом. В управлении образовательным учреждением: 1) Определение вариантов изменений (структуры, состава административной команды или их функционала) и выбор наиболее эффективных в связи с началом инновационной деятельности. 2) Повышение мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности. 3) Организация эффективной работы коллектива внутри временных проблемных групп, методических объединений. 4) Организация методической работы по сбору и обработке информации о ходе эксперимента, обобщению и предъявлению результатов.
3.Концептуальное обоснование проекта. Высокий динамизм современной жизни, научно-технический прогресс, сложность задач, стоящих перед нашим обществом, требует постоянного наращивания творческого потенциала обществе, культивирования творческого мышления как атрибута свободной личности. Однако существующая логика изучения основ наук и применяемые способы педагогического воздействия на учащихся не ориентированы на активный характер познавательной деятельности, а значит не в состоянии преодолеть инертность мышления школьников, сделать его продуктивно- творческим. Это рождает в образовательном процессе ряд противоречий, требующих разрешения: 1. Низкая динамика роста познавательных потребностей школьников и мотивации к учению в целом, что ведет к снижению качества знаний. 2. Отсутствие индивидуализации обучения, которая предполагает учет индивидуальных особенностей, склонностей и способностей каждого ученика; 3. Несформированность рефлексивных механизмов личности школьника к концу обучения и, как следствие, трудности в профессиональном самоопределении. 4. Низкий уровень общей культуры и воспитанности школьников.
Разрешение возникших противоречий возможно лишь при переводе традиционной школы в школу творческого развития личности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования творческой образовательной среды. Под образовательной средой мы будем понимать проектируемую и создаваемую субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определённые связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Творческая образовательная среда - это среда развивающего типа, создающая условия для снятия психологических барьеров развития учащегося и тем самым обеспечивающая возможность проявления и развития потенциальных способностей школьников на основе творческой природы психики. Процесс творческого развития личности ребенка осуществляется на всех трех этапах обучения (начальное, среднее и старшее звено) и имеет своей целью создание условий для оптимального развития способностей, творческого потенциала и формирования основных компетенций, необходимых для успешного профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся. Процесс обучения и развития неразрывно связан с процессом воспитания. Основные направления деятельности в воспитательной работе это: Ø Учение. Ø Нравственность. Ø Здоровье и здоровый образ жизни. Ø Досуг. Ø Подготовка к выбору профессии. 4. Методологический аппарат исследования.
На основании выделенных в воспительно – образовательном процессе проблем можно определить тему исследования: «Формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение». Цель эксперимента: разработка и апробация модели творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать и оценить имеющиеся теоретические положения, раскрывающие сущность, закономерности творческого и критического (рефлексивного) мышления, пути его формирования в системе школьного обучения. 2. Определить психолого-педагогические и организационные особенности формирования полноценной творческой учебной деятельности у школьников разных возрастов в условиях профильной школы. 3. Создать необходимые условия для проведения эксперимента (совершенствовать материально – техническую базу учреждения, обеспечить грамотное научно – методическое и медико – психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса, обеспечить переход на профильное обучение, повысить квалификацию педагогов). 4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности модели творческой образовательной среды. 5. Обобщить опыт, полученный в ходе эксперимента и организовать мероприятия по его предъявлению и распространению. Инструментом создания творческой образовательной среды являются ТРИЗ и РКМ технологии. Объектом исследования является – образовательная среда школы в условиях перехода на профильное обучение. Предметом исследования являются – организационно – педагогические условия формирования творческой образовательной среды в условиях профильной школы. Гипотеза исследования: формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение будет возможным, если создать следующие организационно – педагогические условия:
1) Наличие административной команды, владеющей теорией и практикой управления инновационными процессами в учреждении. 2) Наличие материально – технической базы, научно – методического сопровождения и программного обеспечения, необходимого и достаточного для осуществления качественного образовательного процесса в инновационном режиме. 3) Педагогический коллектив подготовлен к работе в инновационном режиме. 4) Организация образовательного процесса осуществляется на основе БУПа-2004. 5) Преподавание учебных дисциплин, а также элективных курсов ведется на основе компетентностного подхода с использованием ТРИЗ и РКМ технологий.
Основные методы исследования: анализ научно – педагогической литературы, мониторинг, проектирование, моделирование, эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных, обобщение инновационного опыта. Теоретическая значимость эксперимента состоит в определении организационно – педагогических условий и создании самой модели творческой образовательной среды в условиях профильной школы. Практическая значимость эксперимента состоит: Ø в повышении творческого потенциала и рефлексивной культуры подрастающего поколения и, как следствие, его успешном профессиональном самоопределении и дальнейшей социализации; Ø в повышении профессиональной компетентности педагогов и административной команды образовательного учреждения; Ø в создании пакета диагностических материалов для сопровождения образовательного процесса в условиях творческой образовательной среды; Ø в создании банка публикаций научно – методического характера, описывающие закономерности и предлагающие конкретные приемы для формирования творческого и критического мышления обучающихся в профильной школе; Ø в приобретении новых конкурентных преимуществ образовательного учреждения в условиях перехода на нормативно – подушевое финансирование;
Этапы исследования.
Для успешной реализации проекта предполагается четыре этапа в организации экспериментальной деятельности: диагностико – прогностический, организационный, практический и обобщающий.
Ожидаемые результаты: - экспериментальное подтверждение эффективности модели творческой образовательной среды (развитие творческого потенциала обучающихся, повышение качества успеваемости, успешное профессиональное самоопределение); - повышение профессиональной компетентности педагогов; - пакет диагностических материалов для сопровождения образовательного процесса в условиях творческой образовательной среды; - публикация разработок научно – методического характера, описывающие закономерности и предлагающие конкретные приемы для формирования творческого и критического мышления обучающихся в профильной школе; - диссеминация ценного педагогического опыта; - отчет о результатах экспериментальной деятельности.
|