Методические разработки для учителей русского языка и литературы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 2 3 1. Урок русского языка по теме "Буквы О-Е после шипящих". Е.В. Севидова Севидова Е.В., учитель русского языка, литературы и риторики МОУ «СОШ №13» г.Новокузнецка
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (урок русского языка с применением приёмов ТРИЗ-технологии, 7 класс, программа Т.А.Ладыженской)
Цель: дать представление об условиях выбора букв О-Е после шипящих на конце наречий; повторить правописание букв о, е, ё после шипящих в суффиксах разных частей речи; проверить знания, умения и навыки учащихся по данным орфограммам.
I Повторение. Морфологический анализ.
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать. – Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
II Объяснение нового материала.
3) «Соберите» словосочетания: Б2А8В8 + Б6А2В1В4Г6В2 (неуклюже двигался) А5Г5В2 + А6В3 (учится хорошо) - Как связаны эти словосочетания с темой урока? Сделайте вывод о правописании О-Е после шипящих на конце наречий. Познакомьтесь с орфограммой № 60, с 111; дополните сказанное по теме урока (слово-исключение ЕЩЁ).
III Закрепление. Упр. 241, с.111 (комментированное письмо);
дополнительно (игра-тренинг): составьте простые предложения: а) осложнённое обособленным причастным оборотом; б) осложнённое двумя однородными подлежащими; в) с прямой речью; постройте схемы получившихся предложений.
IV Повторение правописания О,Е,Ё после шипящих в суффиксах разных частей речи.
1. Третье – «лишнее». 1) Стручок, платочек, кулёчек. 2) Девчонка, сгущёнка, зайчонок. 3) Плюшевый, кумачовый, холщовый. 4)Бешеный, порченый, тушёный. 5) Истраченный, лишённый, потушен. 6) Ещё, вызывающе, зловеще.
2. Общий вывод (круги Эйлера).
V Экспресс – опрос. Впишите в таблицу № слов в зависимости от выбора гласной после шипящей в суффиксе.
1 вариант 1. пастуш_к 7. неуклюж_ 2. золоч_ный 8. морж_вая 3. хорош_ 9. крюч_чек 4. сплющ_нный 10. лягуш_нок 5. оранж_вый 11. подслащ_нный 6. туш_нка 12. блестящ_ 2 вариант 1. галч_нок 7. сверч_к 2. очищ_нный 8. блестящ_ 3. беж_вый 9. шапч_нка 4. туш_нка 10. закопч_ный 5. еж_вый 11. суч_к 6. овраж_к 12. ещ_
VI Домашнее задание: составить «насыщенный» текст по теме урока.
2. Урок русского языка по теме "Морфологический разбор".Е.В. Севидова Севидова Е.В., учитель русского языка, литературы и риторики МОУ «СОШ №13» г.Новокузнецка Морфемный и словообразовательный разбор слова (урок русского языка с использованием ТРИЗ и РКМ технологии, 6 класс, программа Т.А.Ладыженской)
Цель: познакомить обучающихся с порядком морфемного и словообразовательного разбора слов; сформировать умение выполнять данные разборы. Литература: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003. Оборудование: раздаточный материал, альбомные листы, маркеры. Форма проведения урока – групповая работа, приём «Зигзаг-2».
Стадия вызова. Каждая группа (их пять) получает задание: I Группа. Задание: Решить кроссворд. 1. Значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. 2. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Часть изменяемого слова без окончания. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Cуффикс сЛовообразование окОнчание осноВа кОрень
II. Группа «Четвёртое слово – «лишнее».
? Аргументируйте свой выбор. Дайте определение «лишнему» слову, составьте ТРИЗ-загадку по действиям (смотри приложение).
III. Группа Задание: Назовите общее понятие для частных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. (способы образования слов в русском языке) Расскажите о каждом из частных понятий, приведите примеры.
IV. Группа Задание: «Собери слово»
Запишите формы слова и родственные ему слова. Что происходит с гласными в корне однокоренных слов (чередование гласных).
V. Группа Задание: Запишите предложение, укажите его грамматическую основу: Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.
- Запишем ключевые слова урока (слово, морфемы, способы образования слов в русском языке, разбор, будем учиться). Попробуйте сформулировать цель нашего урока, опираясь на ключевые слова.
- Откройте учебник на стр. 74. Познакомимся с порядком морфемного и словообразовательного разбора.
Выполните разборы предложенных слов, объясните орфограмму: I. к_ртофелина II. пр_скучный III. пар_воз IV. подоко(н,нн)ик V. (побежали в) столовую (группы оформляют разборы на альбомных листах, затем представитель каждой группы прикрепляет работы на доску и комментирует их выполнение)
Стадия осмысления (приём «Зигзаг 2»). Обучающиеся остаются в своих группах, каждый из них получает карточку с одинаковым дидактическим материалом, но разным заданием (смотри приложение).
По команде учителя обучающиеся переходят в группы «по интересам». Теперь в каждой новой группе собираются обучающиеся, выполнявшие одинаковое задание (их карточки содержат одинаковый символ!). Их задача – обсудить полученные результаты, внести, если необходимо, исправления.
Стадия размышления. Вновь по команде учителя ребята возвращаются в первоначальные группы, и каждый из них предлагает своим «коллегам» выполнить морфемный и словообразовательный разборы одного из своих слов (пусть это будет слово, в котором он хорошо разобрался, потому что на этом этапе урока он «учитель»).
Домашнее задание: выписать из стихотворений А.С.Пушкина, помещённых в учебнике литературы, по одному слову на каждый способ образования, выполнить их морфемный и словообразовательный разборы.
Приложение
Алгоритм составления ТРИЗ - загадок по действиям.
а) объект (курица) б) что делает? кто (что) делает такое же? несёт птичница кудахчет нянька клюёт ворон высиживает утка водит воспитательница в) добавить слова а не (несёт, а не птичница; кудахчет, а не нянька и т.д.) Карточки для работы в группах (приём «Зигзаг 2»)
Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, , КузГПА, , лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Из данных слов выпишите те, которые образованы суффиксальным и бессуффиксным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, , КузГПА, , лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочно-суффиксальным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, , КузГПА, , лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать .
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Из данных слов выпишите те, которые образованы путём перехода из одной части речи в другую.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, , КузГПА, , лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Из данных слов выпишите те, которые образованы способом сложения.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, , КузГПА, , лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать .
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
3.Урок русского языка по теме "Экскурсионная речь". Е.В. Севидова Севидова Е.В., учитель русского языка, литературы и риторики МОУ «СОШ №13» г. Новокузнецка Экскурсионная речь. (урок риторики с применением приёмов ТРИЗ - технологии, 9 класс)
Цель: познакомить обучающихся с экскурсионной речью как речевым жанром. Оборудование: видеодвойка, мультфильм «Русалочка» (Россия); печатная продукция.
Вступительное слово учителя. - Бывали ли вы когда-нибудь на экскурсии? Где? Сегодня нам предстоит познакомиться с экскурсионной речью как речевым жанром. Поможет нам в этом тризовский приём «Верные – неверные утверждения», суть которого заключается в следующем. Перед вами ряд утверждений, среди которых есть как верные, так и неверные. Если вы считаете утверждение верным, поставьте в своей тетради напротив номера данного высказывания +, если же нет -. ( 1. Слово экскурсия в русском языке однозначно. 2. Экскурсионная речь – вид информационной речи. 3. По количеству коммуникантов экскурсионное общение можно назвать массовым. 4. Экскурсовод – коммуникативный лидер. 5. Речь экскурсовода создаётся на основе показа экспонатов. 6. Для поддержания интереса слушателей экскурсовод говорит много и громко. 7. Экскурсовод лишь показывает предметы речи (картину, памятник, интерьер и пр.) 8. Экскурсовод пользуется вербальными и невербальными средствами общения.)
- А теперь прочтите текст, лежащий на ваших столах, и ещё раз поработайте с этими высказываниями. ( В современном русском языке слово экскурсия употребляется главным образом в значении «поездка, прогулка, посещение чего-либо (обычно коллективное) с образовательной, научной или увеселительной целью». Экскурсией называют также и саму группу участников такого посещения. В русский язык слово экскурсия пришло не ранее XIX века. Восходит оно к латинскому excursio. Это латинское образование полностью соответствует русскому слову вылазка. Приставка экс- имеет такое же значение, как и русская приставка вы-. Она обозначает движение наружу, из чего-либо. А корень курс значил по-латыни бег, позднее – направление. Экскурсия является одной из форм приобретения знаний, получения новой информации. Но можно сказать, что экскурсия не удалась, если у экскурсантов не возникло сопереживание. Таким образом, экскурсионное общение одновременно информативное, убеждающее и воздействующее. Единой аудиторией, собравшейся на экскурсию, группа становится только тогда, когда появляется экскурсовод. По количеству коммуникантов экскурсионное общение можно назвать групповым. Экскурсовод выступает коммуникативным лидером: организует экскурсантов, направляет их внимание, рассказывает об увиденном. Речь экскурсовода создаётся на основе показа экспонатов. Для поддержания интереса слушателей экскурсовод использует специальные средства установления контакта и поддержания внимания: обращения, риторические вопросы и др. Экскурсовод не только показывает предметы речи (картину, памятник, интерьер и пр.), но и комментирует показ их, обращая внимание зрителей на историю экспоната, на его детали и т.д. Кроме того, экскурсовод пользуется и невербальными средствами: жестами, изменением темпа речи, тона, громкости и др.)
- Давайте обсудим результаты и сделаем вывод.
Просмотр видеоматериала (фрагмент м/фильма «Русалочка») и его анализ.
- Можно ли увиденное отнести к экскурсионному жанру речи? Ответ обоснуйте.
* Рассмотрим структуру экскурсионной речи. Откройте учебник риторики на стр. 147 и найдите упр. 186. Чтобы выполнить задание, нам необходимо вспомнить всё выше сказанное об экскурсионной речи.
- Без кого невозможна экскурсия?
* Попробуйте рассказать об экскурсоводе, посвятив ему
1 вариант - Синквейн, ( Экскурсовод Знающий (своё дело), доброжелательный. Показывает, рассказывает, поясняет. Без него не обойтись на экскурсии. Коммуникативный лидер.)
2 вариант – загадку (по признакам или действиям)
(по признакам: (по действиям: Умный, но не учёный; Информирует, но не радио; Общительный, но не продавец; Убеждает, но не президент; Профессиональный, но не водитель; Объясняет, но не учитель; Терпеливый, но не мама.) Воздействует, но не СМИ.)
* Представьте себе, что вам нужно создать экскурсионную речь. Как правильно сделать это? На помощь придёт памятка «Как подготовиться к экскурсии». Но вновь препятствие – памятка рассыпалась на отдельные предложения, соберите их, соблюдая логику действий при подготовке к экскурсии ( перепутанные логические цепочки).
( 1. Изучите литературу и другие источники по теме экскурсии, выберите интересный фактический материал. 2. Определите тему, цель экскурсии, придумайте интересное, оригинальное название. 3. Подготовьте план, тезисы или текст экскурсии (на выбор). 4. Уясните, кому адресована ваша речь и в какой обстановке она будет звучать. 5. Отберите объекты показа. Составьте экскурсионный маршрут. 6. Прорепетируйте свою речь (перед зеркалом, родственниками или друзьями).)
- Итак, экскурсионная речь – это речь (кого?) - Экскурсовод – это (кто?) - Зачем же мы изучаем экскурсионную речь? Когда вы были или можете быть экскурсоводом?
Домашнее задание: подготовить экскурсию – по классу - по школе - в мир ваших увлечений ( по выбору; или придумайте свою тему).
Приложение
Алгоритм составления загадок.
1. Загадки по признакам. а) объект (парта) б) какая ? что такое же ? школьная доска деревянная указка розовая мечта двуногая коза новая вещь в) добавить слова а не (школьная, а не доска; деревянная, а не указка и т.д.)
2. Загадки по действиям. а) объект (курица) б) что делает? кто (что) делает такое же? несёт птичница кудахчет нянька клюёт ворон высиживает утка водит воспитательница в) добавить слова а не (несёт, а не птичница; кудахчет, а не нянька и т.д.)
|