г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"  

Методические разработки для учителей русского языка и литературы

 

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

Урок русского языка "Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Т.В. Порядина

Порядина Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №13

Урок литературы, 10 класс

(урок с использованием приемов технологий ТРИЗ и РКМ)

 

Тема «Художественный мир А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

Цель урока: выделение сходств и различий в  поэтических мировоззрениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Задачи урока:

1) На основе имеющихся сведений о поэтах обогатить теоретические знания о художественном мире поэтов.

2) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) разных точек зрения на творчество поэтов, их роль в литературе

3) Развивать креативность обучающихся.

 

Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова,  учебник «Русская литература Х!Х века.10 класс». В 2 частях. Ч.1 / Ю.В.Лебедев, - 7-е изд. – М.:Просвещенеи,2005.  – 381с.:ил.

Словарная работа: мировоззрение, ассоциации.

Эпиграфы к уроку:                                              

&   Путь Пушкина – это общий путь русской литературы,

а не личный …

 

В.Брюсов

 

&   Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило

 русской поэзии. Вся она между ними

колеблется, как между двумя

полюсами – созерцанием и действием

 

Д.С.Мережковский

 

&   Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия –

совсем новое звено в цепи исторического развития

нашего общества

 

В.Белинский

 

 Ход урока:

1.      Вступительное слово учителя

2.      Стадия вызова: посмотрите на эпиграфы к нашему уроку, выберите и запишите себе в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).

      Задание: Придумайте ассоциации к словам «солнце» и «луна». Запишите их в тетрадь. («Прием ассоциаций») Два ученика  работают по заданию у доски.

На доске:

(примерный вариант  ответа)

                                                         Солнце                    Луна

o       свет, светило

o       тепло

o       яркое

o       день

o       радость

o       желтое

o       золотое

o       божество

o       ….

o       тайна

o       тьма

o       тоска

o       одиночество

o       демонизм

o       небесное тело

o       ночь

o       ….

 

Беседа.

-       Что общего и чем отличаются эти два явления? (Обращение к эпиграфу).

-       Какие ассоциации  вы отнесли бы к  А.С.Пушкину, а какие  - к  М.Ю.Лермонтову?

-       Что нам дает такое право?

-       Почему за именем Пушкина всегда следует имя Лермонтова?

-       Сравните судьбу А.С.Пушкина с судьбой М.Ю.Лермонтова.

 

3.      Стадия осмысления.

 Задание: ответьте на вопросы (устно),  «размышляя от обратного».

А.С.Пушкин

Утверждения

? Что было бы, если бы:

-       Не родился в 19 веке А.С.Пушкин;

-       Не внес изменения в русский язык;

-       Не написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;

-       Был на Сенатской площади 14 декабря 1825 года;

-       Не создал бы роман в стихах «Евгений Онегин»;

-       Пушкин не представил в своем творчестве широкую тематику и новые образы;

-       Не состоялась трагическая дуэль с Дантесом.

-       ……

М.Ю.Лермонтов

? Что было бы, если бы:

-       Не родился в 19 веке  М.Ю.Лермонтов;

-       Мишеля воспитывали мать и отец;

-       Байрон не был любимым поэтом и кумиром Лермонтова;

-       ……

-       ……

(Прием «От обратного». Цель приема: выявить на стадии осмысления  факторы и события, повлиявшие на формирование мировоззрения  А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Обучающиеся при выполнении данного упражнения опираются уже на имеющийся опыт и знания о творчестве поэтов)

 

       Задание: нарисуйте таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе напишите все аргументы в пользу утверждения, а во второй – аргументы против утверждения.

!!!!!! Такой способ рефлексии помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений и процессов, позволяет увидеть доказательства различных явлений, не полагаясь только на учителя или книгу.

(примерный вариант  ответа)

Данную работу обучающиеся могут выполнять по вариантам

1 утверждение

«За»

«Против»

1…

2…

1…

2…

2 утверждение

1…

2…

1…

2…

 

-       Что общего мы видим в судьбах двух поэтов?

-       Что общего и чем отличаются мироощущения Пушкина и Лермонтова?

-       Какие события  в судьбе поэтов повлияли на формирование их художественного мира?

 

Для ответа на данные вопросы обучающимся предлагается обратиться к статье учебника (Стр.310-322) и заполнить таблицу.

Таблица

Художественный мир А.С.Пушкина Художественный мир М.Ю.Лермонтова

общее

1.

2.

 

различия

1.

2.

 

 

4.      Стадия рефлексии

 

Задание: используйте в качестве вывода по уроку прием «Круги по воде», опираясь на текст учебника и собственные знания и ассоциации.

 

(примерный вариант  ответа)

 

-       П – писатель, поэт, пророк общественных идей,…

-       У учился в Царскосельском Лицее,….

-       Ш – широкий охват русской действительности в прозе, широта тематики

-       К  - комильфо, …

-       И – издавал журнал «Современник»,…

-       Н – новатор в русской литературе

 

-       Л – лирическая душа

-       Е – «едкие истины» в стихах поэта

-       Р – романтик

-       М – «Мишель» - так звала бабушка поэта

-       О – образ России в стихах

-       Н – новатор в создании психологического романа

-       Т – талант, трагизм судьбы

-       О – одиночество- основной мотив

-       Ввнутренний и внешний  конфликты в душе поэта и его героев

 

 

Домашнее задание: (по выбору) написать эссе «Мой Пушкин» или  «Мой Лермонтов».

Hosted by uCoz