г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"  Здоровьесбережение

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

 

      Здоровье - это состояние полного физического, духовного

    и социального благополучия, а не только отсутствие

заболеваний или физических дефектов.

 "Есть только два сорта людей: настоящие - они сами заботятся

о себе, и не настоящие - заботу о себе они взваливают на плечи

окружающих и врачей. К какому сорту вы относите себя?"

                                                                               Поль Брег   

                                    Здоровый Образ Жизни

Социальное поведение

 отказ от разрушителей здоровья.

Личная гигиена

 уход за кожей тела, полостью рта, гигиена одежды и жилья.

Рациональное питание

 белки, жиры, углеводы.

Оптимальный двигательный режим

 закаливание, утренняя гимнастика, бассейн, спортивные секции.

Психокоррекционные мероприятия

 борьба со стрессом.

Здоровье человека

   15% - медицина

   15% - наследственность

   15% - экология

   55% - образ жизни

Будь здоров!

  Основные направления здоровьесбержения в школе

 

Основные задачи программы

Пути  решения

Ожидаемые результаты

 

1)       Улучшение показателей физического и психического здоровья школьников.

 

2)       Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни. 

 

3)       Повышение  мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов;

4)       Улучшение материально-технической базы школы для формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников.

 

·        Оптимизация воспитательно – образовательного процесса.

·         Осуществление медико–психолого – педагогического мониторинга за состоянием здоровья и адаптацией школьников.

·         Выполнение санитарно – гигиенических норм образовательного процесса;

·         Повышение двигательной активности школьников;

·         Соблюдение режима рационального труда и отдыха.

·         Организация режима питания;

·         Проведение инструктажей по предупреждению травматизма.

·         Проведение физкультурно – оздоровительных и просветительских мероприятий.

 

1)Улучшение показателей здоровья и учащихся по всем анализируемым нозологическим формам;

 

2)Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья;

 

3)Повышение информированности школьников в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;

4) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;

 

5)       Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

 

 

 

 

План работы по здоровьесбережению на 2007-2008 у.г.

 

Ступень

Мероприятие

Сроки

Все ступени

Изучение физического и психического здоровья школьников.

В течение года

 

Все ступени

Осуществление контроля за выполнением СанПиНа:

·         санитарно – гигиеническое состояние школы;

·         световой, питьевой, воздушный режим помещений;

·         соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку;

анализ расписание, предотвращение перегрузки, дозирование домашний заданий

 

 

 

 

В течение года

Все ступени

Обеспечение своевременного обучения больных детей.

В течение года

Все ступени

Медосмотр обучающихся. Ведение мониторинга здоровья.

Октябрь, в течение года

 

 

Все ступени

Организация деятельности психологической службы школы:

·         диагностика;

·         психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей по организации ЗОЖ;

·         коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания.

Сентябрь - май

Все ступени

Декада по охране зрения (зарядка для глаз, рассаживание, витаминотерапия)

В течение года

Все ступени

Борьба с гиподинамией (динамические паузы, дни здоровья, физкультурно – оздоровительные мероприятия)

В течение года

Все ступени

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих снижению психо – эмоциональных и умственных перегрузок обучающихся;

 

В течение года

Все ступени

Совершенствование материально – технической базы учреждения (оснащение зоны отдыха для группы продленного дня, приобретение разноуровневых парт, приобретение учебных досок, оснащенных подсветкой, оснащение спортивных площадок учреждения).

 

В течение года

 

 

Начальная

Средняя

Старшая

Пропаганда ЗОЖ:

 

·         Конкурс рисунков

·         Конкурс плакатов

·         Лектории о ЗОЖ, по профилактике употребления ПАВ

 

 

 

ноябрь

 

 

Все ступени

Школа здоровья:

 

·         Дни здоровья

·         Спортивные олимпиады

·         ЛФК

·         Утренняя гимнастика

 

 

В течение года

В течение года

В течение года

 

 

Все ступени

Инструктажи по предупреждению травматизма

В течение года

 

 

Охват горячим питанием

 

 

Доля детей, получающих горячее питание

2005-2006

2006-2007

2007-2008

I ступень

40%

48%

95 %

II ступень

20%

28%

 46 %

III ступень

10%

18%

40%

 

 

 

 

                               ПРОГРАММА
"Будь Здоров!"

  Цель программы: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося.

Задачи программы: 1. Осуществлять медико-физиологического, социального и психологического контроля за

                                       состоянием здоровья обучающихся.

                                   2. Улучшать показатели физического и психического здоровья.

                                  3. Организовывать и проводить мероприятия по ОТ и укреплению здоровья.

                                 4. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

 

      Охват обучающихся горячим питанием:

 

                

                       

Занятость обучающихся в спортивных секциях и кружках

                            

          МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:                                     

*           День Здоровья;

*           ежедневная утренняя зарядка до уроков в 1 смене;                                                                    

*           динамические перемены для детей 1-5 классов;

*           динамический час для первоклассников;

*           спортивные зачеты;

*           военно-спортивные соревнования.      

 

Подпись: Компоненты педагогической деятельности учителя по реализации технологии непрерывного физического воспитания

 

                                                                           

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

 Программа

по здоровьезбережению

 на 2007-2010 годы

 «БуДЬ ЗДОРОВ»

 г. Новокузнецк

2008

 Авторский коллектив:

  

Батракова Любовь Григорьевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», Почетный работник общего образования РФ;

 

Мочалова Олеся Валерьевна, педагог – организатор по безопасности жизнедеятельности;

 

Дробина Вера Анатольевна,  заместитель директора по научно – методической работе;

Казаковцева Раиса Сафроновна, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности;

  

Программа по здоровьезбережению Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» на 2007-2010 г. представляет собой долгосрочный стратегический  документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы.

Программа может представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов – организаторов по безопасности жизнедеятельности и заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности.

  

Содержание

 

Паспорт программы развития.

 

Введение.

 

Информационно – аналитическая справка.

·        численность детей;

·        количество групп продлённого дня;

·        физическое развитие школьника;

·        охват профилактическими осмотрами;

·        результаты лабораторного обследования;

·        количество детей, обучающихся на дому;

·        показатели состояния здоровья;

·        количество детей ивалидов;

·        структура хронического заболевания;

·        охват обучающихся горячим питанием;

·        занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.

 

Комплексная работа по здоровьезбережению.

·        медицинское обеспечение в школе.

·        создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

·        образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни.

 

Этапы реализации программы «Будь здоров».

  

 Концептуальное обоснование программы «Будь здоров».

 

 

Литература.

 

Приложения.

  

Паспорт программы развития

 

Полное наименование программы развития

 «Будь здоров»

Цель программы

   Создание  здоровьезберегающей среды для формирования психически             здорового, социально-адаптированного, физически

 развитого выпускника.

 

Основные задачи программы

 

1.      Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;

2.      Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;

3.      Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

4.      Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.      Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья;

6.      Осуществление медико – физиологического, социального и психологического контроля за состоянием здоровья обучающихся;

7.      Улучшение материально – технической базы школы  для сохранения, укрепления  и формирования здоровья учащихся школьников;

8.      Улучшение показателей физического и психического здоровья школьников;

9.      Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.

 

 

Ожидаемые конечные результаты программы

 

Желаемый образ обучающегося:

 

          Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

 

Ожидаемые результаты:

 

  1. Улучшение показателей здоровья учащихся по всем анализируемым нозологическим формам;
  2. Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья;
  3. Определение реальных возможностей по охране и укреплению здоровья у школьников.
  4. Повышение информированности школьников в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;
  5. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;
  6. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.

 

 

Срок реализации Программы

2007-2010г.

Период и этапы реализации программы

I этап – организационный (2007-2008 г.)

IIэтап – практический (2008-2009г.)

III этап – обобщающий (2009-2010 г.)

 

Перечень подпрограмм основных мероприятий

*      Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в школе;

*      Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно – образовательного процесса;

*      Обеспечение образования педагогов и обучающихся по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» - Любовь Григорьевна Батракова, Почетный работник общего образования РФ

 

(3843) 61-01-31

 

Основные разработчики программы

*      Л.Г. Батракова, директор;

*      О.В. Мочалова, педагог – организатор по безопасности жизнедеятельности;

*      В.А. Дробина,  заместитель директора по научно – методической работе;

*      Р.С.Казаковцева, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности;

Исполнители программы

*      администрация, педагогический коллектив  ОУ,

*      ученический коллектив,

*      родительская общественность,

*      социальные партнеры школы;

*      психолог;

*      школьный медицинский работник.

Система организации контроля за выполнением программы

*      подготовка ежегодного открытого публичного доклада заместителя  директора по безопасности жизнедеятельности о результатах деятельности школы по реализации программы «Будь здоров»;

*      опрос общественного мнения;

*      совет школы по здоровью;

*      Центр научных основ здоровья и развития личности «ЗОВ»;

*      Отдел образования по Заводскому и Новоильинскому районам;

*      Межведомственный Координационный районный Совет по формированию, сохранению и укреплению здоровья.

Формы представления инновационной работы

*      отчеты по завершению каждого этапа реализации программы;

*      ежегодные отчеты заместителя директора по здоровьезбережению (промежуточный контроль);

*      научно – практические семинары, конференции;

*      публикации.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

        Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молвит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот).

 

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

 Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения.

 В нее вошли:  служба питания с расширенным ассортиментом;   проведение мероприятий по физическому воспитанию  подрастающего поколения;   информационная работа с педагогами и родителями по вопросам здоровьесбережения.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых   наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относят заболевания глаз, костно-мышечной и соединительной ткани,  органов пищеварения, пограничные психические нарушения.  В рамках модернизации системы образования задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с   задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.

Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Ухудшение социально - экономических условий жизни обостряет проблему сохранения здоровья детей. На 1000 детей в России рождается один здоровый ре­бенок. Такая динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся. Сложившаяся ситуация требует серьезного отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

 

В связи с этим создание здоровьесберегающей среды в школах должно быть обязательным условием организации учебно-воспитательного процесса.

 

Скоординированная деятельность администрации школы, педагогов, психолого-валеологической службы, социального педагога и врачей в соответствии с общешкольной программой «Будь здоров» позволит сформировать в школе такие условия, которые сохраняют здоровье школьников и укрепляют его. Реализация данной программы в школе предотвратит развитие начальных форм патологических изменений у обучающихся, устранит ряд учебных факторов риска, поднимет уровень работоспособности обучающихся и тем самым повысит продуктивность обучения.

Цель программы:

 

              Создание здоровьесберегающей среды  для формирования психически  здорового, социально-адаптированного, физически развитого выпускника.

 

Задачи программы:

 

1.     Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;

 

          2.  Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;

3.     Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

4.     Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.  Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья;

6.  Осуществление медико – физиологического, социального и психологического контроля за состоянием здоровья обучающихся;

7.  Улучшение материально – технической базы школы  для сохранения, укрепления  и формирования здоровья учащихся школьников;

8.  Улучшение показателей физического и психического здоровья школьников;

9.  Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.

Педагогические средства:

 

1.     Диагностика состояния здоровья;

2.     Методические рекомендации классным  руководителям по формированию у обучающихся гигиенических навыков;

3.     Программа учебных предметов (ОБЖ, окружающий мир, физическая культура);

4.     Дни Здоровья;

5.     Мероприятия,  посвящённые  «Дню Защитника Отечества».

6.     Программа летнего оздоровительного сезона;

7.     Школьные планы и программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

 

 

Законодательной базой для разработки программы по здоровьесбережению «Будь здоров» являются  следующие документы:

 

           *  Приказы Министерства образования,  Министерства здравоохранения, Департамента образования:

·        № 176/2017 от 30.05.2002 года «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»;

·        № 139 от 04.04.2003 года «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»;

·        № 26/4100 – 6 от 30.10.2003 года «О приведение в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в ОУ»;

·        № 781/11 от 23.01.04 года «О проведении физической культуры  в ОУ»;

·        № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 года «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ»;

·        № 27/2573 – 6 от 03.02.2003 года «О проведении Всероссийского дня здоровья детей»;

·        № 520/07 от 03.0202003 года «О проведении Всероссийского дня здоровья детей».

 

         *  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266 – 1 в редакции от 22.08.2004 года № 122 – фз..

 

        *  Конвенция о правах ребёнка.

 

            *  Санитарно – эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44.

 

             *  Постановление Администрации Кемеровской    области от 19.03.2002 года № 27 «О мерах по улучшению положения детей в Кемеровской области».

 

 

Информационно – аналитическая справка.

 

 

*    Численность детей в МОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 13» - 767.

 

     *    Количество групп продлённого дня – 20.

     Численность детей в них – 460.

 

 

*    Наличие медицинских кабинетов – 1.

      Оснащённость медицинского  кабинета:

- ростомерами – 1;

- весами – 1;

- тонометрами – 2;

- аптечками неотложной помощи – 1.

 

    * Физическое развитие школьников:

         - среднее –                   597;

         - ниже среднего -        28/12;

         - выше среднего -       90/40.

 

 

   * Распределение школьников по группам здоровья:

 

 

Возраст

/класс/

Всего

1 группа

2 группа

3 группа

Всего:

 

1 класс

5 класс

9 класс

 

767

 

98

113

52

10

 

4

1

--

671

 

74

104

42

83/3

 

20\2

8

10

10 – 11 классы

84

--

70

6

 

 

 

*  Распределение по медицинским (физкультурным) группам:

 

 

Всего школьников

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

        767

       657

        81

       27

 

 

*   Охват профилактическими осмотрами:

 

 

Врачи

Подлежало

Осмотрено

Выявлено

Оздоровлено

Педиатр

      416

     400

      160

       140

Отоларинголог

      134

     131

      12

       12

Офтальмолог

      134

     131

      15

       10

Хирург

      84

     84

      2

        2

Невролог

      134

     131

      13

        8

Стоматолог

      84

     84

      2

        2

Ортопед

       --

      --

      --

         --

Гинеколог

       --

      --

      --

         --

 

 

 

*  Результаты лабораторного обследования:

 

 

Вид обследования

Подлежало

Обследовано

Выявлено патологии

Общий анализ крови

        97

          97

          --

Общий анализ мочи

       97

         97

          --

Анализ кала на я/г

      267

         267

         1

 

 

     *   Тубинфицированные  - 486.

 

 

Количество детей, обучающихся на дому – 6.

 

 

  №

           Ф. И. обучающего

           Класс

 1

Грибуцкий Игорь

                6 «А»

 2

Литош Ксения

                5 «В»

 3

Юшина Кристина

                5 «Б»

 4

Бессмертных Иван

               10 «В»

 5

Баев Вадим

                3 «А»

 6

Гирилюк Анна

                1 «Б»

 

 

 

*   Показатели состояния здоровья:

 

 

      Названия

Количество детей

1

Количество часто болеющих детей

 

      0

2

Количество детей с отклонениями в состоянии здоровья

 

      757

3

Количество детей, имеющих хронические заболевания

 

      159

4

Количество здоровых детей

 

      10

5

Количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях

      767

 

 

 

6

Количество детей из нуждающихся в оздоровлении получили его

 

200

 

 

 

*  Структура хронических заболеваний:

 

 

 

            Нозологическая форма

 

Заболевания  органов дыхания

      29                       

Заболевания ЖКТ

      23

Заболевания опорно – двигательного аппарата

      2

Заболевания нервной сиситемы

      11

Заболевания органов зрения

      19

Заболевания ЛОР - органов

      10  

Новообразования

      1

Заболевания почек

      3

Заболевания эндокринной системы

      43

Заболевания кожи

       3

Заболевания крови

       --

Врождённые аномалии

       11

Хирургическая патология

       1

Заболевания ССС

       3

                                              Всего:                                     159

 

  *      Количество детей – инвалидов  - 10.

 

Список обучающихся

Диагноз

Форма обучения

Состоит в УСЗН

1.

Бессмертных И. С.

ДЦП

На дому

   +

2.

Чичков А. А.

ДЦП

В школе

   +

3.

Попов Д. В.

ДЦП

В школе

   +

4.

Голованова А. Е.

Хронич. гепатит С

В школе

   +

5.

Каштанов П. О.

ДЦП

В школе

   +

6.

Мишина Ю. А.

Сахарный диабет

В школе

   +

7.

Кретинин В. И.

Бронхиальная астма

В школе

   +

8.

Ногачевский Д. Ю.

Сахарный диабет

В школе

   +

9.

Шатохин Н. Н.

Бронхиальная астма

В школе

   +

10

Исаев И. Ю.

Инвалид по зрению

В школе

   +

 

 

*     Охват обучающихся горячим питанием:

 

           Количество детей, охваченных организованным горячим питанием -  251.

       Количество детей, охваченных неорганизованным питание -  264.

                           

 

 

 

Доля детей, получающих горячее питание, растет:

 

 

Доля детей, получающих горячее питание

2004-2005

2005-2006

2006-2007

I ступень

40%

48%

50%

II ступень

20%

28%

32%

III ступень

10%

18%

40%

 

 

Питьевой режим организован в столовой путем раздачи охлажденной кипяченой воды в специально отведенном месте. Проводится регулярная витаминизация школьников.

 

 

 

Занятость учеников в спортивных 
секциях и кружках.

 

 

Всего детей

посещаемость

 %

1

Спортивные секции и кружки

     589

      457  

 53

2

Тренажёрный зал

     367

    134

 20

 

 

 

 

Комплексная работа по здоровьезбережению МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13».

 

  Медицинское обеспечение в школе.

 

Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицины. Школьный медицинский работник отвечает за использование профилактических программ, за помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов  (проветривание, освещенность рабочего места), организует проведение прививок, оказание консультативной  и неотложной помощи,  проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического  коллектива, следит за динамикой здоровья, заполняет вместе с валеологом «Паспорт здоровья» обучающихся, участвует в проведении психолого- педагогического консилиума, на котором решаются вопросы, касающиеся проблем здоровья.

Уровень заболеваемости учащихся 5 класса

Уровень заболеваемости учащихся 10 класса

 

На современном этапе развития системы общего образования особое внимание педагогов – ученых и практиков занимают технологии сохранения и развития здоровья, учащихся в образовательном процессе. Наблюдаемые тенденции разрушения здоровья подрастающего поколения являются на сегодня одной из важнейших проблем всего человечества. Педагогические аспекты решения этой проблемы не могут ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и обеспечением определенного уровня их грамотности, но характеризуются, в том числе,  разработкой и внедрением технологий, обеспечивающих позитивные процессы  в развитии здоровья.

 

 

 Создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе.

 

Для того чтобы создать такие условия, необходимо соблюдение требований СанПинов, которые  позволяют  снизить утомляемость даже при максимальных и интенсивных педагогических технологий, улучшить функциональное состояние организма, способствовать  сохранению адаптационных возможностей детей.

С учетом возрастных особенностей детей для увеличения режима двигательной активности разработан комплекс утренней зарядки, проводимый ежедневно физруками класса. Упражнения направлены на постепенное стимулирование  всех физиологических процессов и укрепление  тонуса нервной системы.

 

Подвижность нервных процессов у учащихся 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижность нервных процессов у учащихся 10 классов

 


 

Оздоровительная работа с общающимися и воспитанниками осуществляется в каникулярное время через:

-         организацию  школьного лагеря, где летом  было оздоровлено 100 человек, осенью – 70 человек;

-         поездки в цирк и театр города Новокузнецка  в зимние каникулы;

-         праздники здоровья;

-         оздоровительные мероприятия на школьной спортивной площадке.

 Мониторинг психолого-физического развития обучающихся, профилактика и коррекция ведущих форм патологии, увеличение режима двигательной активности, обеспечение благоприятного психологического климата в  воспитательно-образовательном процессе, контроль дозированности домашнего задания, укрепление материальной базы обучающегося  – вот целый комплекс задач обеспечивающих создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе.

 

 

  Образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни.

 

Деятельность педагогического коллектива по здоровьесбережению  в условиях школы №13 осуществляется по программе «Будь здоров», включающая в себя пять модулей.

 Один из них – образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим, не будет здоровым, несмотря на все усилия семьи и школы. Только личная ответственность в сочетании с необходимой компетентностью позволяет достичь результата. Вот почему в школе №13  создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Начинается эта работа с уроков в начальной школе.

Таким образом, обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье, а результаты диагностики отражают положительные тенденции психологического  развития детей.

Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе

 

В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного в начальной школе. Формирование установок на здоровый образ жизни учащихся продолжается на базовых предметах и уроках ОБЖ. Одним из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение является двигательная активность. Она рассматривается как естественная потребность на всех этапах организма, в особенности в период развития, который совпадает с периодом обучения в школе. Дозируемая физическая нагрузка является важнейшим фактором коррекции образа жизни, от которого в основном (на 50-55%)  зависит здоровье, поэтому необходимо повышение двигательной активности ученика на уроке различными способами. Структура подвижного урока включает 4 основные здоровьесберегающие педагогические технологии: режим динамических поз, физминутки, оздоровительные паузы и передвижение по классу.

 

Режим динамических поз – обучение в системе периодической смены позы «сидя» на позу «стоя». Следуя методике В.Ф. Базарного, педагог планирует построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Режим динамических поз  применяется  во время занятий за компьютером. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает потребность к более продолжительному стоянию. В целом такой режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе и их познавательные способности. Модель «подвижного урока» подразумевает включение в план каждого урока валеологического сопровождения. Подготовка требует от учителя большого творчества: продумать каждый этап урока, подобрать необходимые комплексы упражнений, тренингов, физкультурно-оздоровительных пауз.

Коллектив школы №13 использует отдельные моменты модели подвижного урока во время проведения нестандартных форм обучения: деловые и ролевые игры, уроки-полеты, игры -  соревнования, и т.д.

Физминутки способствует снятию утомления и состоят из комплекса физических упражнений, выполняемых в течение 1-2 мин. Во время урока. Так комплекс упражнений для 1-4 классов состоит из 2-3, для 5-11классах    из –3-4 желательно. По содержанию физминутки  различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц, систему органов. Школьная служба сопровождения разработала несколько вариантов физминуток и  рекомендации проведения их.

Во время проведения физминуток   осуществляется  дополнительное проветривание класса. Начинается  выполнение комплекса упражнений  с фиксации  правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем упражнения на сосредоточенность внимания и актуализацию определенной группы мышц. 

    Оздоровительные паузы – это не только физические, но и пальцевые, дыхательные упражнения, психологические тренинги, самомассаж. В зависимости от предмета, вида деятельности на уроке проводим оздоровительные паузы, диапазон которых расширен. Давно введено в расписание школьных занятий динамический урок на свежем воздухе в начальной школе, который снимает напряжение и увеличивает двигательную активность.

Уроки с повышением двигательной активности способны снять напряжения с мышц, зрительного анализатора, улучшить кровообращение головного мозга, что способствует повышению работоспособности, развитию функции памяти, внимания, восприятия, а в целом повышению качества образования.

Обучение здоровому образу жизни осуществляется через многообразные формы классных часов. Проводятся в форме дискуссий («Жизнь с болезнью», «Степной огонь»), деловых игр и соревнований, практических занятий по теме «Скорее скорой», а также бесед и лекций о здоровом образе жизни.

С целью формирования сознательных установок на здоровый образ жизни проводятся  коллективные творческие дела:

     * дискуссия  «Молодежь и алкоголь»;

*  викторина  «Если хочешь быть здоров!».

 

Коллективные творческие дела направлены на решение задач :

-         воспитание  у детей ответственного  отношения  к своему здоровью в противовес нарастающей среди школьников табако -, нарко – и алкогольной зависимости;

-         способствовать формированию навыков безопасного поведения в природе и быту, а также понимания, что здоровье – это бесценный дар.

 

Ежегодно проходит декада  «Скажи наркотикам – нет!», социологический и анкетный опрос среди учащихся на темы: «Об этом говорят с тревогой», «Тенденции к риску у старшеклассников»; серия классных часов под рубрикой «Об опасностях, которые рядом»;  встреча с врачом – наркологом;  выпуск листовок, памяток, рекомендаций, буклетов;  родительское собрание «Защитим наших детей от наркотиков»;  участие детей  во Всероссийской  олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, где  были предоставлены конкурсные работы: «Здоровый образ жизни как фактор защиты от наркозависимости», «Роль учреждения образования в первичной педагогической профилактике употребления учащимися наркотических средств»; преподаватели  биологии, химии проводят «Уроки здоровья» о вреде табакокурения, алкоголя,  наркомании, а на остальных предметах  вводятся элементы профилактики наркомании в зависимости от темы урока с применением мультимедийных программ.

Заслуживает внимание  интегрированный принцип в обучении основам здоровья. Межпредметные связи осуществляются  на уроках химии и физики (интегрированный урок на тему: «Физико-химические свойства воды и здоровье человека»),  биологии и физкультуры (интегрированный урок «Деятельность сердечно-сосудистой системы»), математики и информатики и др.

Ученики 1 – 9 классов, занимающиеся в спортивных клубах чаще склонны  завышать свою самооценку в отличии от своих ровесников, а в 10 классе 100% учащихся, участников клубов и студий имеют адекватную самооценку.

             

 

 

 

 


 

 

Сегодня, когда говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в образовательно – воспитательном процессе, не вызывает сомнения мысль о том, что негативная или позитивная социальная ситуация, наличие или отсутствие психологического комфорта оказывают влияние на состояние психики школьника.

  

Этапы реализации программы.

 

1 этап – организационный:

 

На организационном  этапе осуществляется анализ образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. С этой целью мы планируем изучать:

 

-         факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);

-         базовые характеристики инфраструктуры школы  (качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы);

-         элементы здоровьесберегающей деятельности (используемые в образовательно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии, средства и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников);

-         обучение и воспитание в области здоровьесбережения (перечень используемых в школе форм и методов формирования ценности здоровья и обучения здоровому образу жизни)

-         учебная нагрузка (организация учебного процесса - расписание уроков, продолжительность уроков, объем дополнительной нагрузки);

-         организация и формы физического воспитания (объем физических нагрузок различных форм в рамках расписания)

-         физкультурно-оздоровительная работа (структура и объем физкультурно-оздоровительных нагрузок вне расписания);

-         динамика текущей и хронической заболеваемости.

 

Ожидаемые результаты:

 

-         изучены факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников;

-         определены базовые характеристики инфраструктуры школы;

-         выделены элементы здоровьесберегающей деятельности;

-         определена оптимальная учебная нагрузка;

-         организованы организация и формы физического воспитания;

 

Исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся,  о неблагоприятных для здоровья факторах, об условиях обучения и  характере школьной среды формулируется основная цель работы по здоровьесбережению. Происходит осмысление путей ее достижения, в результате чего определяются основные задачи,  планомерное решение которых позволит создать единую здоровьесберегающую среду в гимназии.    

 

 

2 этап - практический этап

 

На практическом этапе осуществляется выполнение поставленных задач. Происходит апробация выбранных технологий и форм работы. На этапе реализации сотрудники гимназии имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые были  определены ранее.

Ожидаемые результаты:

- улучшились показатели здоровья учащихся;

- снизились поведенческие факторы риска среди учащихся, опасных для здоровья;

- повысилась информированность школьников в области здоровьезбережения и мотивация к ведению здорового образа жизни.

- повысился уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьезбережения;

 

3 этап – обобщающий.

 

На этом этапе проводится анализ полученных результатов. Осуществляется оценка эффективности программы, для чего результаты здоровьесберегающей деятельности по итогам  сопоставляются с целями и задачами, сформулированными на организационном этапе. Происходит обобщение проведенной работы.

 

Ожидаемые результаты:

 

- повысилась  квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;

- сформирована система знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

          - повысился уровень грамотности родителей;

          - регулярно проводятся мероприятия по здоровьезбережению;

          -  стабильно функционирует медико – физиологический , социальный и психологический контроль за состоянием здоровья обучающихся;

          - улучшена материально – техническая  база школы  для сохранения, укрепления  и формирования здоровья учащихся школьников;

 - улучшены показатели  физического и психического здоровья школьников;

Концептуальное обоснование программы.

 

Понятие здоровьесберегающих технологий появилось в педагогическом обиходе в последнем десятилетии и относится к  качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, на сколько  реализация данной технологии решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса. Хотя формально ценность здоровья признается всеми, в том числе и педагогами, упоминание о задаче здоровьесбережнния  в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречаются.

Причины следующие:

во – первых, ценность заботы о здоровье в теоретических построениях большинства известных ученых – педагогов и практиков отходит на второй план в сравнении с такими категориями как обученность, воспитанность, личностное развитие;

 во-вторых, принцип «не навреди!» присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющее условие;

в – третьих, постановка такой задачи требует диагностики, влияния образовательного процесса на здоровье, а это – дополнительная проблема для авторов технологий.

   Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителя, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть в этом связь.

Под здоровьесберегающими технологиями в школе №13 мы понимаем совокупность тех принципов и методов педагогической деятельности, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

 К числу здоровьесберегающих технологий   в обучении  мы относим:

·                     Диалогизация учебно-воспитательного процесса – в полной мере реализуют субъект – субъектные отношения.

·                     Технология развивающего обучения, выстроенная на идеях Л.С. Выгодского.

·                      Технологии, отдающие приоритеты активным методам обучения: проектирование, деловые ролевые игры, которые эмоционально окрашивают внутренний мир старшеклассников, снижает симптомы переутомления.

В целях повышения компетентности учителей, работающих в школе №13 по проблеме здоровьесбережения функционирует теоретический семинар «Деятельность педагогов по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни», где в качестве лекторов выступают специалисты  Областного психолого-волеологического центра.

Эффективность реализации данных технологий достигается лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарности, ответственности за здоровье детей и получение необходимой профессиональной подготовки в этом направлении.

Основные направления:

 

1.     Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе через:

 

                            - рациональное расписание уроков;

                            - смотр кабинетов и их соответствие;

                            - соблюдение режима рационального труда и отдыха;

                            - проведение инструктажей по предупреждению травматизма;

                            - профилактические работы во время эпидемий;

                            - организация горячего питания.

 

2.     Повышение двигательной активности школьника через:

 

              - организация активного отдыха на переменах;

              - прведение физкультурно – оздоровительных и просветительских мероприятий;

              - анализ занятости обучающихся физической культурой и спортом.

 

3.     Оптимизация воспитательно – образовательного процесса через:

 

            - эстетическое оформление интерьера школы и класса;

            - работа социально педагогической службы;

            - разнообразие форм проведения уроков;

            - проведение мероприятий по охране зрения обучающихся;

            - введение учебных предметов, формирующих здоровый образ жизни: ОБЖ, Окружающий мир, Мир вокруг нас.

            - осуществление медико – психолого – педагогического мониторинга за состоянием здоровья и адаптацией школьников.

 Список литературы:

 

* Дереклеев Н. И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. - 233 с.

 

 * Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.

 

 * Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.

 

 * Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 247 с.

 

 * Адаптация и здоровье: Учебное пособие/ Отв. редактор Э.М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 302 с.

 

 *Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников// Физиология человека, 1997. – Т.23. - №1.

 

* Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002, - 120 с.

 

* Ковалько В.И. Зоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

 

* Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М., 2001. – 343 с.

 

* Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждений: Научно-методическое пособие / Отв. редактор Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 169 с.

 

* Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 142 с.

 

* Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

 

* Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

 

* Шаханова А.В. Влияние различных двигательных режимов на онтогенетическое развитие мальчиков // Валеология. 2001. №2. С.56-66.

 

 

*  Дереклеев Н. И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. - 233 с.

 

*  Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.

 

* Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.

 

* Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 247 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

План работы  по здоровому образу жизни

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

 

 

                              

                                         МЕРОПРИЯТИЯ

                                                      СРОКИ

  ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.Оформление документации  «Охрана жизни и здоровья детей»:

     * Ф-26 на каждого ребёнка;

     * список диспансерных детей;

     * контроль за их наблюдением;

     * листки здоровья в классных журналах;

     * медицинские карты на каждого ребёнка.

 

 

В течение сентября

Бабикова И.А.

2.Осуществление контроля за выполнение СанПиНа:

    * санитарно-гигиеническое состояние школы, пищеблока;

    * световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивных залов, мастерских;

    * соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям медицинского работника;

    * анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.

В течение года

 

Сен-

тябрь-

январь

Заместитель директора по АХЧ-

Голдырева Н.В.

классные руководители,

медицинский

работник-

Бабикова

И. А.,

Заместитель директора

Веселова

 Э. Ф. 

 

3. Обеспечение своевременного обучения  больных детей на дому.

Сен-

тябрь-

май

Заместитель директора по УР  Порядина Т. В.

 

4. Формирование специальных медицинских групп, осуществление систематического контроля за их работой, за здоровьем обучающихся.

Октябрь

Медицинский работник –

Бабикова

 И. А.,

Заместитель директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

 О. В.

 

5. Медосмотр обучающихся. Ведение мониторинга здоровья обучающихся 10 классов.

Декабрь

Медицинский работник –

Бабикова

 И. А.,

Заместитель директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

 О. В..

 

6.Организация деятельности психологической службы:

        * диагностика;

        * психологическое просвещение учителей, обучающихся, родителей по организации ЗОЖ.

 

 

Сен-

тябрь-

май

Психолог-

Протасова Т. Н.,

ЗОЖ.

7.Проведение декады по охране зрения:

       * определение остроты зрения обучающихся;

      * составление списка обучающихся с пониженным  зрением;

      * профилактические  мероприятия  (зарядка для глаз, рассаживание обучающихся);

      * витаминотерапия.  

Ноябрь

Медицинский работник –

Бабикова

И. А.,

Заместитель директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

О. В. 

 

8.Борьба с гиподинамией:

      * физкультминутки;

      * организация подвижных игр.

 

Сен-

тябрь-

май

Учителя физической культуры-

Сабуров В. Г.,

Рак Л. А.,

Заместитель директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

О. В.

 

9.Осуществление контроля за обучением технологии, информатике.

Декабрь-

апрель

Заместитель директора –

Веселова

Э. Ф.

 

10.Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек  у обучающихся (классные часы, родительские собрания, педагогические советы и т. д.)

Сен-

тябрь-

май

Заместитель директора –

Чухланцева

Н. С., заместитель

директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

 О. В..

 

11.Организация контроля за оптимальным двигательным режимом в классах.

Декабрь

Заместитель

директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

О. В..

 

12.Организация летнего отдыха детей.

Май

Директор

школы-

Батракова

Л. Г.,

заместитель школы –

Чухланцева 

Н. С..

 

13.Родительские собрания и лектории по ЗОЖ (рекомендации по оздоровлению детей);

    педагогический совет.

В течение года

Заместитель

директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

О. В.,

медицинский работник –

Бабикова

 И. А.,

психолог-

Протасова

Т. Н..

 

14.Семинар для учителей по здоровьесберегающим технологиям.

Ноябрь

Психолог

Протасова

Т. Н.,

заместитель

директора-

Казаковцева

 Р. С..

 

15.Пропаганда ЗОЖ:

       * оформление газет, плакатов;

       * радиопередачи;

       * просмотр видеофильмов;

       * лекции;

       * анкетирование.

В течение года

Заместитель

директора –

Казаковцева Р. С., педагог-

организатор-

Мочалова

 О. В..

 

16.Школа здоровья:

      * Дни Здоровья;

      * спортивные олимпиады;

      * секции;

      * спортивные мероприятия;

      * утренняя гимнастика;

      * конференции по ЗОЖ.

В течение 

года

Директор школы-

Батракова

 Л. Г.,

Заместитель директора-

Казаковцева Р. С., учителя физической культуры-

Сабуров В. Г.,

Рак Л. А..

 

 

Hosted by uCoz