г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"   Модель системы оценки качества образования

 в современной школе.

 

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

Проект модели системы

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Введение

 

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено  создание моделей оценки качества образования.

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершается эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей  к обучению в начальной и основной школе.

В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

 Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Нормативными основаниями для разработки настоящей концепции являются следующие документы:

Ø     Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р);

Ø     Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803);

Ø     Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год;

Ø     Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004);

1. Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования в данном проекте понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе,
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),
  • качества образовательной программы,
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании),
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  •  качества потенциала обучающихся,
  • качества знаний.

2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:

1)                         наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.

2)                         организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся.  Использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем.  

3)                         наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.

4)                         использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.

5)                         наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением.

6)                         наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.

7)                         наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении  починяется следующим принципам:

·        ориентация на требования внешних пользователей. Учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками как внешними (социум), так и внутренним (родители), с целью обеспечения обмена информацией с заказчиками и выполнения их требований.

·        учет потребностей системы образования;

·        стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

·        учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.

 

3. Технология оценки качества образовательных достижений  обучающегося общеобразовательного учреждения.

Оценка индивидуальных образовательных достижений строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно - ориентированных контрольных измерительных материалов.

Под образовательными  достижениями  обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:

1)    Общеобразовательные достижения

2)    Ключевые компетенции(Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.

3)          Социально-личностные характеристики

Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей. 

Оценка общеобразовательных достиже­ний

1)         показатели облученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету);

2)         динамика образовательных достижений;

3)         сформированность общеучебных умений;

4)         сформированность коммуникативных умений;

5)         сформированность познавательных интересов;

6)         установки и ценностные ориентации;

7)         профессиональное самоопределение.

Оценка ключевых компетенций

Инструментальные компетенции,  которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

 

1)          способность к анализу и  синтезу;

2)          способность к организации и планированию;

3)          базовые знания в различных областях;

4)          тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

5)          письменная и устная коммуникация на родном  языке;

6)          знание второго языка;

7)          элементарные навыки работы с компьютером;

8)          навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

9)          решение проблем;

10)     принятие решений.

 

Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

1)          способность к  критике и самокритике;

2)          способность к работе в команде;

3)          навыки межличностных  отношений;

4)          сп­особ­ность ра­ботать в межд­исципл­инар­ной команде;

5)          способность общаться со специалистами из других областей;

6)          способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

7)          способность работать в международной среде;

8)          приверженность этическим ценностям.

 

Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

1)          способность применять знания на практике;

2)          исследовательские навыки;

3)          способность учиться;

4)          способность адаптироваться к новым ситуациям;

5)          способность порождать новые идеи (креативность);

6)          лидерство;

7)          понимание культур и обычаев других стран;

8)          способность работать самостоятельно;

9)          разработка и управление проектами;

10)     инициативность и предпринимательский дух;

11)     забота о качестве;

12)     стремление к успеху.

 

Оценка социально – личностных достижений

1)    нормативность поведения;

2)    уровень воспитанности;

3)     уровень общей образованности;

4)    состояния здоровья и понимание основ здорового образа жизни.

Под технологией оценки качества мы понимаем ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.

 

Процедура оценки качества образовательных достижений

Таблица 1

Процедура

Инструмент

Общеобразовательные достижения

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать.

Административная аттестация

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестации выпускников 9 классов  в новой форме  и ЕГЭ для выпускников 11 классов

Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие  конкурсы;

 

Мониторинг

 

Ключевые компетенции

Тестирование

Тест

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио

Социально - личностные характеристики

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Тест, Портфолио

 

В основе технологии оценки качества образовательных достижений лежат следующие принципы:

·        минимизация системы показателей;

·        инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

·        оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;

·        иерархичность системы показателей;

· сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

·        соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

 

4. Базовая идея по реализации проекта системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

 

Проект модели управления качеством образования в МОУ «СОШ № 13» призван создать механизм оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

Основная цель проекта получение и распространение достоверной информации о качестве образования

Основные направления реализации проекта:

1.            Создание центра мониторинга качества образовательных достижений на каждой ступени обучения;

2.            Создание центра мониторинга качества профессиональной компетентности педагогов;

3.            Создание центра оценки качества образовательных программ;

4.            Создание центра мониторинга качества образовательного процесса.

 

Организационную структуру всей системы оценки качества образования в образовательном учреждении  центров можно представить в виде следующей схемы:

Объекты оценки системы качества

Таблица №2

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1.     уровень здоровья и здорового образа жизни;

2.     уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;

3.     уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;

4.     уровень обученности;

5.     уровень владения творческой деятельностью

 

·        Владеет знаниями по организации ЗОЖ;

·        Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;

·        Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация;

 

 

·        Не ниже 60%;

·        Способен решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности административного работника

1.     Компетентность

 

 

 

2.     Ответственность

 

3.     Мобильность

4.    Открытость и активность

 

 

·        знание нормативно- правовой базы;

·        хорошее владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества;

·        своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.

·        качественное выполнение должностных обязанностей;

·        умение  принимать необходимы управленческие решения;

·        работает в инновационном режиме;

 

Качество деятельности педагога

1.Открытость

 

 

 

2. Профессионализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Открытость

5.     Информационная грамотность

 

6. Авторитет

 

·        активно - участвует в инновационной деятельности ОУ;

·        участвует в диссеминации передового педагогического опыта;

·        имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);

·        имеет высокие показатели качества обученности;

·        ученики – участники и победители предметных олимпиад;

·        имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;

·        участвует в конкурсах профессионального мастерства;

·        занимается научно- исследовательской деятельностью;

·        участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;

·        реализует дополнительные образовательные услуги;

·        на высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели;

·        факультативы, индивидуальные часы;

·        использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;

·        имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

 

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

·        Использование современных образовательных технологий.

·        Использование активных  форм, методов, приемов обучения.

·        Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

·        Наличие достаточного количества компьютеров;

·        Наличие локальной сети с выходом в Интернет;

·        Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования (интерактивные доски,  мультимедийные проекторы, графопроекторы);

·        Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина.

Качество образовательных программ

1. Актуальность

2. Эффективность

 

 

3. Доступность

4. Оснащенность

·        Соответствие современным образовательным  стандартам.

·        Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур.

 

·        Наличие УМК.

 

Приложение 1

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

«Принципы и критерии распределения стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения»

 

1. Общие положения

 

    Настоящее Положение составлено в соответствии с основными  требованиями ФЗ «Об образовании» и определяет цель- усиление материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач повышения качества образовательного процесса, закрепление высококвалифицированных кадров.

    Для реализации поставленных целей вводятся следующие виды материальных поощрений работников:

·        надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы;

·        надбавка за выполнение работ сверх должностных обязанностей;

·        надбавка за успешное и качественное выполнение планов работ и заданий.

 

                                            2.Критерии  оценки труда работников

 

   При установлении надбавок работникам образовательного учреждения учитываются следующие критерии оценки их труда:

 

·        качественное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции. Проявление творческой инициативы, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному долгу;

·        выполнение особо важной работы, активное участие в мероприятиях, проводимых вышестоящими органами, высокие качественные плановых показателей, вклад в развитие образовательной деятельности, совершенствование форм, методов обучения и воспитания;

·        активная работа с общественными организациями, творческими союзами, ассоциациями по проблемам образования;

·        методическая работа, обобщение передового опыта, внедрение передового педагогического опыта в образовательный процесс, работа по написанию учебных программ, курсов, учебных пособий, учебников;

·        активное участие в общественной жизни образовательного учреждения;

·        неукоснительное соблюдение норм трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, ОТ и ТБ;

·        за работу, не предусмотренную должностными обязанностями.

     За выполнение особо важной работы.

 

3. Надбавки и доплаты

 

1.     Надбавки к должностным окладам за высокие творческие достижения в труде, за выполнение особо важных работ устанавливаются приказом директора образовательного учреждения в пределах фонда оплаты труда. Надбавка может быть установлена на определенный период времени или за выполнение конкретного объема работ как основным работникам, так и работающим по совместительству.

2.     Размер надбавки отменяется или уменьшается при ухудшении качества работы, несвоевременном выполнении заданий, нарушении трудовой дисциплины и оформляется приказом директора образовательного учреждения.

3.     Надбавки могут быть установлены вновь принятым на работу высококвалифицированным специалистам, соответствующим требованиям, предъявляемым к данной должности.

4.     Надбавка председателю профсоюзного комитета школы устанавливается на собрании трудового коллектива.

5.     Размеры доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемого ими.

6.     Руководителю учреждения надбавка устанавливается по ходатайству ПК председателем комитета образования и науки.

 

 

          Срок  действия   положения  не  ограничен.

Приложение 2

 

Положение

об образовательной программе

 

1 Общие положения

 

1.1 Настоящее Положение составлено с учетом требований ст.9 ФЗ «Об образовании, федерального государственного стандарта общего образования и других нормативных документов Минобрнауки России. Положение определяет структуру и порядок формирования основной образовательной программы по учебному плану.

1.2.Образовательная программа (далее ООП) определяет содержание образования определенных уровня и направленности и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

1.3.Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

1.4. Федеральный учебный план устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебного предмета по ступеням и годам, а также объемы регионального компонента государственного стандарта.

1.5. Программа составляется в соответствии с примерным распределением учебных  часов, содержанием и целями обучения по учебному предмету и содержанием примерных программ. Примерная программа является ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно- тематического планирования и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

 

2 Структура основной образовательной программы

 

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Учебный план.

2.3. Типы и виды образовательных программ, реализуемых в МОУ.

2.4.  Положение о форме, порядке промежуточной аттестации.

2.5. Положение о форме и критериях оценки на промежуточной аттестации;

2.6. Основные характеристики организации образовательного процесса.

2.7.   Положение о летней трудовой практике.

2.8. Правила внутреннего распорядка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 3».

2.9. Неотъемлемой частью ООП являются учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин, включенных в учебный план ООП.

2.10. Могут указываться материалы, устанавливающие  содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций, а также контрольно- измерительные материалы для государственной (итоговой аттестации);

2.12.Список литературы.

3 Содержание пояснительной записки

 

3.1 Пояснительная записка определяет цели, задачи ООП, ее особенности, время, на которое она рассчитана, число часов в неделю;

3.2. Перечень условий для формирования и развития у обучающихся общеучебных и конкретных знаний и умений;

4. Тематическое и календарное планирование учебного предмета.

 

4.1.  Календарно- тематическое планирование составляется в соответствии с примерным распределением учебных  часов, содержанием и целями обучения по учебному предмету и содержанием примерных программ.

 

4.2. УМК дисциплин разрабатываются и хранятся в кабинете заместителя директора по УВР.

4.3. В УМК дисциплины входят:

4.3.1. Типовая учебная программа по дисциплине,

4.3.2 Рабочая учебная программа дисциплины, разработанная и утвержденная в соответствии с Положением о порядке  разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины;

4.3.3 В виде отдельных приложений к программе дисциплины (или  в виде отдельных разделов самой программы) должны быть представлены:

4.3.4 Методические рекомендации (материалы) преподавателю которые должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно;

4.3.5. Педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для проведения всех форм контроля уровня подготовки обучающихся по дисциплине, которые  могут включать в себя: тесты (контрольные вопросы и задания), перечень вопросов, выносимых на текущий контроль, зачеты и экзамены; экзаменационные билеты.

 

 

5. Разработка ООП

 

5.1 На первом этапе разработки ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания.  Основанием  для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащиеся в Государственных стандартах общего образования.

5.2.  На втором этапе проектирования ООП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе решаются следующие задачи:

- определяется полный перечень дисциплин ООП (федеральная компонента, дисциплины регионального компонента, курсы по выбору, факультативы,  элективные курсы);

- обеспечивается необходимая целостность образовательной программы, сочетающая фундаментальность подготовки  с предпрофильной подготовкой ;

- определяется соотношение между учебной нагрузкой и самостоятельной работой обучающихся;

- устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

- определяются наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды  учебных занятий и образовательные технологии.

5.3.При реализации ООП рекомендуется оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Под инновационными методами подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, ИКТ. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.).

 

5.4. Обеспечивающие МО обязаны разработать и , утвердить УМК по предметам ООП.

5.5 ООП согласуется с заместителем директора по учебно- воспитательной работе и утверждается директором МОУ .

 

 

6. Оформление ООП

 

6.1 ООП оформляется в виде пояснительной записки   с приложениями:

А)Государственный образовательный стандарт ;

Б)Примерный учебный план;

В)  Документы, подтверждающие регистрацию (для предметов, открытых с 2008 года).

Д) Учебный план по предмету;

Е) Рабочие программы предметов и практик, включенных в учебный план;

ж) Положение об итоговой государственной аттестации выпускников;

з) Программа  итоговой государственной аттестации  выпускников;

Л) Карта  обеспеченности учебной и методической литературой по всем дисциплинам учебного плана.

М) Фонды контрольных  заданий (тестов) для контроля знаний

  

6. Дополнительные положения.

 

6.1 Настоящее Положение, а так же изменения и дополнения  к нему рассматриваются и утверждаются на  педагогическом совете.

6.2. Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных общеобразовательных программ. При  неисполнении школой федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства.

ПОЛОЖЕНИЕ

(приложение к положению об образовательной программе)

Об организации деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» по составлению, согласованию и утверждению учебных программ.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее «Положение об организации деятельности  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»  по составлению, согласованию и утверждению рабочих учебных программ» разработано на основании п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и определяет компетенцию, порядок и принципы взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах программно - методического обеспечения образовательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре, правилам оформления программ, а также к содержанию и порядку работы по их составлению, согласованию и утверждению.

1.3. Положение предназначено для всех педагогов, руководителей методических объединений и администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», обеспечивающих процесс составления, согласования и утверждения программ.

1.4. Организация образовательного процесса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, а также рабочими учебными программами, которые обеспечивают выполнение учебного плана.   

1.5. На основании данного Положения ежегодно по учреждению издается приказ «Об организации деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»  по составлению, согласованию и утверждению рабочих учебных программ», которым устанавливаются сроки прохождения этапов деятельности и назначаются ответственные за результаты работы.

1.6. Контроль за выполнением приказа осуществляется заместителем директора по УВР.

 

2. Порядок составления, согласования и утверждения программ

2.1. Рабочие учебные программы составляются педагогами самостоятельно на основе действующих нормативных документов МО РФ, департамента образования Администрации Кемеровской области, КОиН г. Новокузнецка и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13».

2.2. Составленные программы подлежат ежегодному предварительному согласованию в научно-методическом совете (методическом объединении) и с администрацией школы не позднее 31 августа текущего учебного года.

2.3. При согласовании программ учитывается их соответствие учебному плану; возрастным особенностям и потребностям учащихся; материально-техническим возможностям МОУ «Средняя общеобразовательная гуманитарная школа № 13»; требованиям, предъявляемым к программам, а также проверяется наличие необходимого дидактического обеспечения программы.

2.4. Согласование программ проводится поэтапно: заседание методического объединения педагогов соответствующего направления (рекомендации по корректировке программ) - заседание научно-методического совета (рекомендации по использованию программ) - согласование с администрацией образовательного учреждения (зам. директора по УВР) - (рекомендации для утверждения на совете школы).

2.5. Утверждение программ проводится директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» на основании решения  совета школы  об их утверждении.

2.6. При согласовании и утверждении программ ведутся соответствующие протоколы, решения которых доводятся до всего МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13».

2.7. Администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» по заявкам педагогов вправе провести внешнюю экспертизу программ с целью получения на них рецензий специалистов ИПК и КузГПА.

2.8. Работа по составлению, согласованию и утверждению программ проводится по этапам:

1 этап - подготовительный, в результате которого рождается название программы, определяются ее основные идеи и принципы, характер и структура, возраст адресата, место программы в образовательном процессе учреждения и т.п.

2 этап - проектировочный, в результате которого программа наполняется содержанием:

3 этап - согласование, в результате которого происходит определение соответствия программ всем нормативным актам МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» и  подготовка их к утверждению.

4. этап - утверждение, в результате которого программа приобретает статус нормативного документа.

2.9. За реализацию программы в полном объеме, согласно установленным срокам, педагог несет персональную ответственность.

2.10. В тех случаях, когда учитель осуществляет преподавание предмета в полном соответствии с типовой программой, рекомендованной МО РФ, или авторской, к этим программам составляется календарно-тематический план, форма которого разрабатывается МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» (приложение № 7).

 

3. Учебная программа: определение, виды, способы построения.

3.1. Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела) и регламентирующий как деятельность учителя, так и деятельность обучающихся.

Учебная программа является нормативным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Но не все ее элементы являются нормативными. К нормативам программы относят: цели и задачи учебного предмета, мировоззренческие идеи, объем часов, отводимый на изучение курса, а также требования к результатам обучения.

Содержание программы не является нормативом, но в нем выделяется минимум, который должен присутствовать в любой учебной программе данного уровня обучения предмету. Содержание программы может быть изменено учителем с учетом общего времени, отведенного на изучение всего курса и обязательного соблюдения требований к результатам обучения.

Нормативом не является также время изучения отдельных тем курса. Во всех программах в качестве рекомендаций указывается примерное время изучения конкретных тем. Учитель вправе изменить его по собственному усмотрению

3.2. Учебные программы бывают типовыми (примерными), авторским и рабочими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований действующего ГОСа, относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются МО РФ и имеют рекомендательный характер.

Авторские учебные программы, учитывая требования действующего ГОСа, могут следовать иной логике построения учебного предмета, иметь собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, выражать свои точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские программы должны проходить процедуру лицензирования.

Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) или авторской применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального и школьного компонентов стандарта. В рабочей программе учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности обучающихся.

3.3. В построении учебных программ исторически сложились два способа: концентрический и линейный.

Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непосредственную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного  и в тесной связи с ним.

 

4. Требования к составлению и структуре рабочей учебной программы.

4.1. Основные требования к составлению рабочей учебной программы:

-         четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины в подготовке обучающихся;

-         полнота отражения требований действующего ГОСа по предмету;

-         соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства;

-         реализация принципов системного подхода в отборе программного материала и определении последовательности его изучения обучающимися;

-         учет связей с другими дисциплинами учебного плана;

-         логическая преемственность элементов содержания программы;

-         конкретность определения совокупности приобретаемых обучающимися знаний и умений;

-         рациональный выбор форм организации учебного процесса с учетом специфики учебной дисциплины;

-         обоснованная дозировка разделов и тем программного материала с учетом специфики уровня преподавания;

-         соответствие объема часов, отведенных на практику, учебному плану подготовки обучающихся.

4.2. Структура программы содержит следующие элементы: титульный лист, пояснительную записку, тематический план, содержание курса, перечень требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, список литературы, приложения (на усмотрение педагога). Порядок расположения названных элементов учебной программы должен соответствовать приведенному перечню.

4.3. Титульный лист рабочей учебной программы должен содержать следующие сведения (приложение № 1):

-         полное наименование образовательного учреждения;

-         сведения об утверждении программы (с указанием даты и номера протокола);

-         сведения о рекомендации программы к использованию методическим советом  или методическим объединением учителей по предмету (с указанием даты и номера протокола);

-         наименование учебной дисциплины;

-         наименование вида документа;

-         класс;

-         сведения о составителе (-лях): Ф.И.О., ученая степень, ученое звание;

-         место и год издания.

4.4. Пояснительная записка содержит общую характеристику учебной дисциплины и раскрывает особенности  ее изучения. Пояснительная записка должна содержать сведения, кратко характеризующие :

-         актуальность и причины написания рабочей программы;

-         роль и место курса в структуре учебного плана образовательного учреждения, межпредметная связь;

-         соответствие учебной рабочей программы действующему ГОСу;

-         сведения о типовой (авторской) учебной программе, на основании которой составлена данная рабочая учебная программа, и учебнике;

-         объем и сроки изучения курса, уровень программы (базовый, углубленный, для классов КРО и др.);

-         цель и задачи рабочей программы;

-         структура учебного курса и обоснование изменений, вносимых в типовую (авторскую) рабочую программу, если они есть;

-         особенности изучения учебной дисциплины;

-         особенности организации учебного процесса по данному курсу;

-         виды и формы контроля знаний и умений обучающихся и регулярность его проведения.

4.5. Тематический план дает представление о последовательности изучения дисциплины и характеризует структуру расчетной сетки (приложение 3).

Основным структурным элементом тематического плана является тема.

Элементы тематического плана (разделы) подлежат нумерации. Разделы тематического плана нумеруются римскими, а темы – арабскими цифрами. Обозначение темы включает номер раздела и темы, разделенные точкой, например 1.1., 1.2,  и т.д.

Распределение объема часов, отводимых на изучение тем и разделов, осуществляется, исходя из задач и особенностей учебной дисциплины.

4.6. Содержание курса. Текст программы характеризует содержание частей, разделов и тем курса в последовательности, строго соответствующей структуре тематического плана (приложение 4).

Содержание каждой части, раздела и темы программы должно начинаться соответственно со слов «Часть», «Раздел», «Тема» с указанием количества часов, отводимых на каждую тему.

Стиль изложения материала программы должен быть ясным и четким. Не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространных предложений со сложной структурой.

4.7. Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся указывает на знания, умения и навыки обучающихся, которые они приобретают по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения и навыки – с практическими (приложение 5).

4.8. Список литературы должен включать документы, всесторонне раскрывающие содержание учебной дисциплины. Необходимо иметь два списка: один – для педагогов, другой – для учащихся, с указанием автора, названия, издательства и года издания (приложение 6).

4.9. Приложения включают в себя: дидактический материал, нормативы и примерные тексты контрольных заданий, тесты, справочные таблицы, календарно-тематический план и т.п.

Приложение 3

 

 

Положение

Об управлении качеством

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о внутришкольной системе оценки качества  образования  (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее УКО)  в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

1.2. Практическое осуществление УКО в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, г.Новокузнецк, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.5. Положение об УКО, а также дополнения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Советом Учреждения и научно – методическим Советом школы.

 

 

 

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования УКО.

 

2.1. Основные функции УКО:

- обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.

- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников.

- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы.

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, родители, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

 

2.2. Целью УКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

2.3. Основными задачами УКО являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;

- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации.

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;

- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.

2.4. В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы:

 

·              реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

·              открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

·              инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;

·              учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

·              доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;

·              повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.

 

3. Составляющие внутришкольной системы управления качеством образования.

 

3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- системы внутришкольного контроля;

- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы;

- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит).

4. Организационная структура УКО

 

4.1 Организационная структура УКО, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов включает:

·              администрацию школы,

·              методические объединения,

·              педагогический совет,

·              целевые аналитические группы (комиссии),

·              Совет Учреждения

4.2. Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.

4.3. Методические объединения педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями.

4.4. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации.

4.5. Совет Учреждения  участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации УКО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы. Члены Совета привлекаются для экспертизы качества образования.

4.6. Согласованная работа всех организационных структур УКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.

4.7. Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:

- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;

- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

4.8. Школьный стандарт качества образования включает:

- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;

- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- качество образовательных программ и используемых образовательных технологий;

- качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;

- определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;

- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;

-обеспечение индивидуального подхода к школьникам, имеющим специфические образовательные потребности;

- высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).

 

5. Организация и технология внутришкольной оценки качества образования.

5.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется комитетом образования и науки Администрации г. Новокузнецка и Департаментом образования Кемеровской области.

Вариантная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов УКО и особенностями используемых школой оценочных процедур.

5.2. Объектами УКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.

5.3. УКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации УКО.

5.4. Реализация УКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

- мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;

- анализом творческих достижений школьников;

- результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;

-результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;

- результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественного совета школы) и социологических исследований;

- системой внутришкольного контроля;

-системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службу, администрации и общественного совета школы;

- системой внутришкольного скрининга психологического комфорта;

-иными психолого-педагогическими и медицинскими, социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.

5.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте.

5.6. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). В процессе оценки качества образования используется нормативно-целевой и системно-генетический анализ.

5.7. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования.

5.8. Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования.

5.9. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы (www.school 13-nov.narod.ru). Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.

 

5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования.

5.1. УКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

5.2. УКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений  по включению в общественный процесс  оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется Регламентом оценки качества образования .

5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной  экспертизы качества образования выступают:

- внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);

- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;

- условия, созданные в ОУ в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников.

- эффективность управления школой, в том числе – в финансово-экономической сфере.

5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современными тенденциями развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

- качество образовательных программ;

- уровень развития психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований;

- результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов);

- результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического, социально-психологического тестирований;

- условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.

5.7. Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя. Участие педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества образования предусматривается Регламентом оценки качества образования.

5.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования, на сайте школы в ИНТЕРНЕТе (адрес: www.school 13 nov.narod.ru).

 

Приложение 4

 

П О Л О Ж Е Н И Е

о внутреннем аудите

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

 

                                                                            

1. Общие положения

 

1.1.  Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в редакции Федерального закона 2007 года № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями), Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10. 03. 2001 года № 196, Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999 года № 22 – 06 – 874 «Об обеспечении инспекционно – контрольной деятельности», Уставом общеобразовательного учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

 

1.2. Внутренний аудит– главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.  Под внутренним аудитом понимается осуществление руководства и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативно – правовых актов РФ в области образования.

 

1.3. Положение о внутреннем аудите утверждается педагогическим советом образовательного учреждения, директором.

 

1.4.  Целями внутреннего аудита являются:

Ø    совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Ø    повышение педагогического мастерства

 

1.5.  Задачи внутреннего аудита:

Ø    осуществление аудита за исполнением законодательства в области образования;

Ø    осуществление аудита за исполнением распорядительных документов по образовательному учреждению;

Ø    формирование информационной базы для оценки работы педагогических работников и побуждения исполнителей к продуктивной работе;

Ø    анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Ø    оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

 

1.6.  Функции внутреннего аудита:

Ø    информационно – аналитическая;

Ø    контрольно – диагностическая;

Ø    коррективно – регулятивная.

 

 

1.7.  Методы внутреннего аудита:

Ø    анкетирование;

Ø    тестирование;

Ø    мониторинг;

Ø    наблюдение;

Ø    изучение документации;

Ø    анализ уроков;

Ø    беседа;

Ø    опрос.

 

1.8. Внутренний  аудит может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных проверок.

 

1.8.1. Внутренний аудит в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

 

1.8.2.  Внутренний аудит в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений, содержащихся в обращениях учащихся, их родителей или других граждан (организаций); урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях между участниками образовательного процесса.

 

1.8.3.  Внутрений аудит в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

 

1.8.4.  Внутренний аудит в виде административных проверок осуществляется директором образовательного учреждения или его заместителями по учебно – воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 

1.9.  Формы внутреннего аудита:

Ø    персональный;

Ø    тематический;

Ø    классно – обобщающий;

Ø    комплексный (фронтальный).

 

1.10. Механизм осуществления внутришкольного аудита:

Ø    внутренний аудит осуществляет директор образовательного учреждения, заместители по учебно – воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;

Ø    в качестве экспертов к участию во внутреннем аудите могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

Ø    директор издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов. План – задание;

Ø    план – задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информацию для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица;

Ø    продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков или других мероприятий;

Ø    эксперты могут запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

Ø    при обнаружении в ходе внутришкольного аудита нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору образовательного учреждения;

Ø    экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой образовательного учреждения;

Ø    при проведении оперативных проверок педагог должен быть предупрежден не менее чем за один день до посещения уроков;

 

1.11.  Основания для внутреннего аудита:

Ø    заявление педагогического работника на прохождение аттестации;

Ø    плановый контроль;

Ø    проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Ø    обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

 

1.12.  Результаты внутреннего аудита оформляются в виде аналитической справки или акта и доводится в течение 7 дней до сведения работников образовательного учреждения. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и предложения (рекомендации).

 

1.13.  По итогам внутреннего контроля

Ø    проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания;

Ø    директор образовательного учреждения издает соответствующий приказ.

 

11. Персональный контроль

 

2.1. Нормативным обеспечением организации персонального контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

 

2.2. Целью и задачами персонального контроля является:

Ø    изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя в разных классах, который проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

 

2.3. В ходе персонального контроля изучается :

Ø    уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки;

Ø    уровень профессионального мастерства учителя;

Ø    уровень овладения учителем наиболее эффективными методами, формами, приемами и технологиями обучения;

Ø    результативность работы учителя

 

2.4. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

Ø    знакомиться с документацией учителя;

Ø    проводить экспертизу педагогической деятельности;

Ø    проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

Ø    организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

Ø    делать выводы и принимать управленческие решения.

 

111. Тематический контроль

 

3.1. Нормативным обеспечением организации тематического контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

3.2. Тематический контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по различным предметам.

 

3.3. Целью тематического контроля является мобилизация усилий всего педагогического коллектива или отдельного методического объединения на решение определенных задач, проблем, имеющих важное значение для повышения качества воспитательно – образовательного процесса.

 

3.4. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения; устранения перегрузки учащихся; уровня сформированности общих умений и навыков; активизации познавательной деятельности учащихся и другие вопросы.

 

3.5. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития образовательного учреждения; анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года; основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

 

3.6. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

 

3.7. В ходе тематического контроля:

Ø     проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

Ø     осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя (куратора), руководителей кружков и секций, учащихся;

Ø     посещение уроков, внеклассных и внеурочных мероприятий, занятий кружков, секций;

Ø     анализ школьной и классной документации.

 

3.7. Тематический контроль (три – четыре темы) планируется заранее при составлении годового плана работы образовательного учреждения.

 

3.8. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

 

3.9. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.10. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, повышения качества знаний, уровня воспитанности обучающихся.

 

1V. Классно-обобщающий контроль

 

4.1. Нормативным обеспечением организации классно - обобщающего контроля является п. 1.1. настоящего Положения.

 

4.2. Классно – обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно – вопитательного процесса в конкретном классе по конкретному аспекту и позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом.

 

4.3. Целью классно – обобщающего контроля является:

Ø     получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели;

Ø     контроль за педагогическим воздействием группы учителей на учащихся одного класса.

 

4.4. Классно – обобщающий контроль осуществляется четыре – шесть раз в течение учебного года. Продолжительность классно – обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

 

4.5. Содержание классно – обобщающего контроля:

Ø     деятельность учителей, работающих в отдельном классе или параллели;

Ø     включение учащихся в познавательную деятельность;

Ø     привитие интереса к знаниям;

Ø     привитие потребности в самообразовании, самоанализе, самоопределении;

Ø     сотрудничество учителя и учащихся;

Ø     социально – психологический климат в коллективе;

Ø     содержание внеурочной деятельности;

Ø     система работы классного руководителя (куратора).

 

4.6. Классы для проведения классно – обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия, четверти.

 

4.7. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно – обобщающего контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

 

4.8. Результаты классно – обобщающего контроля оформляются в итоговой справке и доводятся до сведения педагогического коллектива.

 

Положение

Об управлении качеством

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о внутришкольной системе оценки качества  образования  (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее УКО)  в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

1.2. Практическое осуществление УКО в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, г.Новокузнецк, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.5. Положение об УКО, а также дополнения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Советом Учреждения и научно – методическим Советом школы.

 

 

 

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования УКО.

 

2.1. Основные функции УКО:

- обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.

- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников.

- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы.

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, родители, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

 

2.2. Целью УКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

2.3. Основными задачами УКО являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;

- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации.

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;

- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.

2.4. В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы:

 

·              реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

·              открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

·              инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;

·              учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

·              доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;

·              повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.

 

3. Составляющие внутришкольной системы управления качеством образования.

 

3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- системы внутришкольного контроля;

- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы;

- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит).

4. Организационная структура УКО

 

4.1 Организационная структура УКО, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов включает:

·              администрацию школы,

·              методические объединения,

·              педагогический совет,

·              целевые аналитические группы (комиссии),

·              Совет Учреждения

4.2. Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.

4.3. Методические объединения педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями.

4.4. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации.

4.5. Совет Учреждения  участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации УКО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы. Члены Совета привлекаются для экспертизы качества образования.

4.6. Согласованная работа всех организационных структур УКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.

4.7. Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:

- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;

- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

4.8. Школьный стандарт качества образования включает:

- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;

- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- качество образовательных программ и используемых образовательных технологий;

- качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;

- определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;

- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;

-обеспечение индивидуального подхода к школьникам, имеющим специфические образовательные потребности;

- высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).

 

5. Организация и технология внутришкольной оценки качества образования.

5.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется комитетом образования и науки Администрации г. Новокузнецка и Департаментом образования Кемеровской области.

Вариантная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов УКО и особенностями используемых школой оценочных процедур.

5.2. Объектами УКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.

5.3. УКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации УКО.

5.4. Реализация УКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

- мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;

- анализом творческих достижений школьников;

- результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;

-результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;

- результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественного совета школы) и социологических исследований;

- системой внутришкольного контроля;

-системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службу, администрации и общественного совета школы;

- системой внутришкольного скрининга психологического комфорта;

-иными психолого-педагогическими и медицинскими, социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.

5.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте.

5.6. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). В процессе оценки качества образования используется нормативно-целевой и системно-генетический анализ.

5.7. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования.

5.8. Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования.

5.9. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы (www.school 13-nov.narod.ru). Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.

 

5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования.

5.1. УКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

5.2. УКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений  по включению в общественный процесс  оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется Регламентом оценки качества образования .

5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной  экспертизы качества образования выступают:

- внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);

- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;

- условия, созданные в ОУ в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников.

- эффективность управления школой, в том числе – в финансово-экономической сфере.

5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современными тенденциями развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

- качество образовательных программ;

- уровень развития психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований;

- результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов);

- результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического, социально-психологического тестирований;

- условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.

5.7. Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя. Участие педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества образования предусматривается Регламентом оценки качества образования.

5.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования, на сайте школы в ИНТЕРНЕТе (адрес: www.school 13 nov.narod.ru).

 

Hosted by uCoz