Методические разработки для учителей русского языка и литературы |
|||||||
|
Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". С.И. Кочеткова Кочеткова С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №13» г. Новокузнецка. Надо быть милосердным (урок литературы в 6 классе по повести В. Железникова «Чучело»)
Можно презреть,наказать, помочь,но мучить нехорошо,стыдно,нельзя. Это ожесточает человека.Надо быть милосердным. В.Железников Цели урока: 1.учить целостному восприятию текста на основе выполнения связей между его компонентами, развивать умение сравнивать, делать выводы. 2.Расширять активный лингвистический словарь обучающихся, развивать монологическую речь, умение участвовать в дискуссии. 3.Воспитывать нравственность, доброжелательность, уважение к личности человека.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Порою говорят, что детство – это самая беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Или именно в детстве ребёнок сталкивается с жестокостью и равнодушием? Анализируя ваши сочинения на тему « Современный век», можно сказать, что вы увидели разные стороны современного мира. С одной стороны, вы считаете, что стало много злых людей, жестоких, живущих только для себя, желающих иметь деньги и власть. С другой стороны, есть всё-таки в нашем мире люди, совершающие добрые поступки. Сегодня мы попытаемся на примере повести В.Железникова «Чучело» ответить на вопрос: « На чём же держится современный мир и почему эту повесть можно отнести к произведениям, которые учат человека заполнять мир добротой?»
Проверка индивидуальных заданий - краткие биографические сведения о В.Железникове и истории создания повести «Чучело».
Беседа по вопросам. Какие впечатления, ребята, у вас возникли после прочтения повести «Чучело? О чём эта повесть? Обращение к рисункам детей.
Эпиграф урока. Как вы понимаете смысл этих слов, как этот эпиграф отвечает на вопрос сегодняшнего урока? Какова композиция повести? От чьего лица ведётся повествование? Итак, в повести 2 рассказчика: сам автор и главная героиня – Лена Бессольцева. С чего же всё началось? (Разыгрывается эпизод из повести, являющийся завязкой, стратегия «РАФТ»). Сейчас мы с вами ученики 6 класса, но не г.Новокузнецка, а того старинного городка, которому уже около 800 лет, расположенного где-то между Калугой и Серпуховом. ( Ученики не просто играют роль, а пробуют перевоплотиться в того или иного персонажа, почувствовать его. Для учителя же это ещё и способ вглядеться в своих обучающихся, так как невозможно сыграть того, кто ты не есть на самом деле). Некоторые обучающиеся получают работу по карточкам. Карточка №1. Используя приём РКМ «Трёхчастный дневник», заполните данную таблицу.
Карточка №2. Используя 6 лепестков «Ромашки Блума», составьте 6 вопросов по повести В. Железникова «Чучело». (Примерные вопросы. 1.Как зовут дедушку Лены? – простой вопрос. 2.Если я правильно поняла, то Лена берёт всю вину на себя? – уточняющий вопрос. 3.Что изменилось бы в мире, не будь в нашем обществе Лен Бессольцевых? – творческий вопрос. 4.Почему что-то хорошо, а что-то плохо? – оценочный вопрос. 5. Как бы вы поступили на месте Ленки? – практический вопрос. 6. Почему Ленка берёт всю вину на себя? – вопрос-интерпретация.
Итак, перед вами ваши ровесники. Давайте расскажем о них. Давая характеристику героям повести, можно использовать приём ТРИЗ « Синквейн », но наоборот. Дома ребята должны были свои впечатления о героях высказать при помощи лирического произведения- рефлексии. К таким формам относится синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Название (обычно существительное)-1. Описание (обычно прилагательное)-2. Действия-3 глагола. Чувство (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме). Повторение сути - синоним. Далее, выбирая лучшие варианты ребят и смешивая их, на уроке предлагаются обучающимся синквейны, но без первых строк ( без названий). Ребята получают задание: «По данным характеристикам определить, о ком идёт речь. Свою точку зрения обосновать. Например, …………… Вольный, презирающий. Командует, бьёт, решает. Сила решит все проблемы. Медведь. …………. Неказистый, неловкий. Исполняет, прислуживает, молчит. Не имеет своего мнения. Раб. …………….. Благородная, отзывчивая. Доверяет, учится, помогает. Берёт чужую вину на себя. Личность. …………. Жестокая, безжалостная. Выбирает, решает, судит. Для всех является авторитетом. Кнопка. ……….. Себялюбивая, жестокая. Интриговала, наслаждалась, злорадствовала. Была посвящена в тайну класса. Лиса. …………. Худенький, «очкастый». НЕ пошёл, посмел, жалеет. Единственный, не подчинившийся Кнопке. Человек. Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички? Что хотел подчеркнуть автор, называя некоторых ребят только кличками? Выслушиваются мнения ребят. Скажите, пожалуйста, а это явление присутствует ли у вас, в вашем классе? Задумывались ли вы об этом? Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества и фамилии. Это Николай Николаевич Бессольцев и его внучка. Давайте рассмотрим мир, в котором воспитывалось не одно поколение семьи Лены, у которой хватило сил вступить в борьбу с одноклассниками. Прежде всего обратим внимание на необычность дома Бессольцевых и его историю. (Рассказ о доме, описание которого тесно связано с жизнью древнего городка и с жизнью обитателей этого дома). Лишь главные герои берегут историю своей семьи. Это очень важно, чтобы стать человеком. А что вы знаете о своей семье, о её истории? ( Рассказ обучающихся. Это задание было одним из домашних заданий. Некоторые ребята, рассказывая об истории своей семьи, используют генеалогическое древо, составленное дома). Что такое жестокость, предательство? Почему же Ленка становится предательницей? Почему Ленка не назвала имени настоящего предателя, как это её характеризует? Что такое доброта, милосердие, присущи ли они нашей героини? (Определения основных понятий в течение урока вывешиваются на доске). Почему же так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий? Какая сцена повести является кульминационной? До чего доходит детская жестокость? (Просмотр фрагмента из художественного фильма «Чучело»). Как ведёт себя в этой сцене Лена? Что изменилось в ней после сожжения чучела? Было ли так, что унижали вас? А было ли так, чтобы унижали вы? Как заканчивается повесть? Почему финал у этой повести открытый? Что потерял город с отъездом Бессольцевых? Итак, на чём же держится современный мир и почему эту повесть можно отнести к произведениям, которые учат человека заполнять мир добротой? Почему повесть так названа? В качестве осмысления названия произведения используем приём ТРИЗ «Круги по воде». Человек, чужая вина, «Чучело, прости нас!». Урок доброты и милосердия. Чудные качества, человечность, чувствовать чужие страдания. Естественная и открытая. Личность, любить людей, лучшее сберечь в себе. Ожесточает, отличаться от всех, отзывчивость. Завершается урок поэтической пятиминуткой, чтением стихотворений, которые ребята подобрали, считая, что именно они раскрывают смысл произведения. Человек. Белый свет всё рос, всё рос, Продолжали события бег. И я задал странный вопрос: «А зачем же живёт человек?» Думал, думал я и нашёл Самый верный, пожалуй, ответ: «Чтобы было другим хорошо, Для весёлых детей-непосед. Чтоб не быть никому врагом, Чтобы не было боли и бед, Чтобы радость царила кругом, Чтоб забылось ружьё, пистолет». Н. Малышев
Стихотворение В. С. Шефнера. Вещи Умирает владелец, но вещи его остаются, Нет им дела, вещам, до чужой, человечьей беды. В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются, И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды. Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться,- Так покорно другим подставляют себя зеркала, И толпою зевак равнодушные стулья толпятся, И не дрогнут, не скрипнут гранёные ноги стола. Оттого, что тебя почему-то не станет на свете, Электрический счётчик не завертится наоборот, Не умрёт телефон, не засветится плёнка в кассете, Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдёт. Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье, Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их,- Тот, кто жил для вещей, всё теряет с последним дыханьем, Тот, кто жил для людей, - после смерти живёт средь живых.
Домашнее задание. 1группа. Допишите повесть. ( Возможный финал) 2 группа. Покажите эту повесть при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. 3 группа. Напишите письмо кому-нибудь из героев повести. |