г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"  

Методические разработки для учителей русского языка и литературы

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
  

Сборник уроков по литературе. Л.А.Фомина

 

       Урок литературы

    в 6 классе В. Учитель

русского языка и литературы

    Фомина Л. А.

  

Тема. «Таинственный остров»- роман- робинзонада.

Цель. Знакомство с содержанием, и структурой литературного произведения.

Задачи: 1) обучение элементам анализа художественного произведения;

2)Расширение литературного термина «робинзонада»

3) Развитие навыка анализа литературных героев.

4). Обучение осмысленному выразительному чтению.

                   Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Проверка качества и сознательности детского чтения. ( мини- опрос)

-         Имя первого персонажа,  появляющегося на страницах произведения Ж. Верна.

-         О каком метеорологическом явлении идет речь в 1 главе?

-         Название океана, над которым происходят описываемые события.

-         Какой исторический период жизни США нашел отражение в романе?

-         Перечислите имена героев, оказавшихся на необитаемом острове.

-         Имя бессловесного персонажа, оказавшегося среди путешественников.

-         Кто был безымянным героем, оказывавшим помощь героям романа?

3.     Вызов. Найдите по тексту слова, которыми автор называет героев. ( путешественники, путники, путешественники, аэронавты- профессионалы, любители воздушных путешествий, потерпевшие крушение.)

-         Можно ли героев романа назвать робинзонами?

4.     Осмысление.

А) Словарно- терминологическая работа. «Ромашка Блума».

 

 

 

1.         Простой вопрос. Требует знания фактического материала и ориентирован на работу памяти. Что такое? Что обозначает?

-Что такое робинзонада?

Робинзонада- литературный  жанр, описывающий поведение человека, оказавшегося в изоляции от цивилизации, но силой своего поведения преодолевающего все препятствия.

2.         Уточняющий вопрос.

-         Правильно ли я поняла: «робинзонада»- это жанр эпоса, описывающий поведение 1 человека. А если в центре повествования целая группа людей?

3.         Вопрос оценочный. Развивает вариативность мышления.

-         Назовите любимое произведение, где автор обращается к жанру робинзонады.

-         Являются ли путешественники робинзонами?

4.Творческий вопрос.

-Можно ли капитана Немо назвать робинзоном?

5 Вопрос- интерпертация..

-Что объединяет Робинзона Крузо и путешественников- воздухоплавателей из романа Ж Верна?

6.Практический вопрос. Требует практических действий, изменений.

- Приведите примеры действий героев, когда силой разума они преодолевают препятствия.

Б) Работа с текстом.

-         Найдите в тексте, кто из героев романа в большей мере готов существовать в условиях необитаемого острова.

-         Какие качества позволяют героям существовать вместе?

-         Какое качество или какие качества помогают героям сохранить дружбу?

-         Кого из героев можно назвать лидером и руководителем сообщества робинзонов?

-         Прочитайте, как решают этот вопрос сами невольные робинзоны?

В) Рассказ о литературном герое (РАФТ) «Я один из робинзонов»

Роль- один из робинзонов: Сайрес Смит, Гедеон Спилет, негр Наб, моряк Пенкроф, юный Герберт.

В. Рефлексия.( работа в тетрадях)

- Сделать запись в «бортовых журналах» о впечатлениях робинзонов, оказавшихся на необитаемом острове.

Г. Домашнее задание. Подготовить пересказ одной из глав, не включенных в учебник. Составить ботанический словарь робинзонов.

 

 

                                                     Урок  развития речи

                                                     в 6 классе В. Учитель

русского языка и литературы

    Фомина Л. А.

 

Тема. Публицистический стиль.

Цель. Углубление знаний о стилях речи. Обучение составлению текста публицистического стиля.

Задачи: 1) На основе имеющихся знаний о  стилях речи обогащение теоретических сведений о публицистике.

2) Обучение сопоставлению разных стилей речи.

3) Развитие креативности обучающихся.

4) Воспитание бережного отношения к природе.

                   Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Уважаемые коллеги- публицисты. Сегодня мы  будем говорить о необходимости охраны природы.

2. Стадия вызова.- Как Вы думаете, почему я к ученикам сегодня обратилась, как к равным- коллегам?

3.     Беседа.

-         Чем занимается публицистика?

-         Почему в школе изучают стили речи?

-         Какие стили речи Вам известны?

-         В чем отличие публицистического стиля речи?

 

  5.     Осмысление.

А) Выбор темы. ( По словарным словам сформулировать тему собственной статьи: природа, экология, опасность, охранять, «братья наши меньшие», Родина, планета, сберечь)

Б) По учебнику.

- Из упражнений учебника найти цифры и убедительные факты, которые потребуются при написании статьи.( упр. 347, 353, 388)

В) Лексическая подготовка.

-         Какие обращения могут потребоваться в вашем выступлении?

-         Составьте восклицательные предложения с призывом к охране природы.

-         Какие убедительные факты приведете в статье?

-         Приведите примеры фразеологизмов о природе.

6.     Самостоятельная работа. Написание черновика статьи.

7.     Устные выступления.

8.     Редактирование. «Круглый стол».

9.     Корректирование. Работа со словарем.

10.           Домашнее задание. Подготовить статью к сдаче

  

    Урок русского языка

                                                     в 6 классе В. Учитель

русского языка и литературы

                             Фомина Л. А.

 

Тема. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Цель. На основе имеющихся знаний о имени прилагательном познакомить со случаями раздельного, слитного и дефисного написания прилагательных.

Задачи: 1. Повторить правописание Н и НН, О-Е, к, ск, не в прилагательных;

2.     научить выбирать условия слитного и раздельного написания прилагательных.

3.     Воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: таблица, грамзапись.

                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вызов.

         а) опрос- путешествие по станциям. Потерялся маршрутный лист. Восстановить название станции

1)белорус… кий, француз…кий, англий…кий, немец…кий, дружес…кий, рыбац…кий, товарище…кий, цыган…кий, украин…кий,одес…кий, киргиз…кий;

2)торфян…ое болото,ветре…ый человек, ветря…ая мельница, клюкве…ый морс, стари..ые часы, утре…яя роса, торжестве..ое собрание;

3)плюш..вый, камыш…вый, груш…вый, свинц..вый ,морж…ый, ситц…вый, деш…вый, лиц..вой, еж…вый, морж..вый, пищ..вой.

4) ( не)ряшливый, (не) взрачный, (не)ожиданный, (не) строгий, (не)наглядный, совсем (не) требовательный, ничуть не (неудобный);(не) собранный, а рассеянный

5) слащ.., удобн…,тверж.., легч.., мягч…, беспечн…, строж…,безмятежн…,ре…е, выш.., бога…е, яр…е, тонь..е,

6) сентябр…ский, июн…ский, октябр…ский, январ…ский, ноябр…ский, апрел…ский, феврал…ский, кубан…ский, звер…ский.

7) (железно) дорожный, (шахматно) шашечный, (юго) западный, (иссиня) черный,(общественно) политический.

-         Для какой из станций не знаем названия? Как бы ее можно было назвать?

3. Осмысление.

-         Что влияет на выбор написания сложных прилагательных?

4.Слушание грамзаписи из «Веселых уроков радионяни».

-         Постарайтесь перевести веселую песенку на язык науки.

4.     Работа по учебнику.

-         Сравнить ваше правило с мнением авторов учебника.

5.     РАФТ.

Роли: учитель.

Аудитория: класс.

Форма: урок.

Тема: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

6.     Составление таблицы: (заполняет слушающий)

Слитное написание сложных прилагательных

Дефисное написание сложных прилагательных

 

 

 

 

 

 

7.     Словарная работа: общественно- политический, общественно полезный,  иссиня- черный, изжелта- красный. (Заполнить таблицу примерами)

8.     Обозначение орфограммы № 40.

9.     Закрепление: упражнения№ 330, 331.

10.           Рефлексия. Описать собственные ощущения от урока, используя сложные имена прилагательные.

Когда я услышал тему урока, стал желто- зеленым….Материал показался мне научно- фантастическим. Но потом мне  рассказали  правило…

11. Домашнее задание: параграф 58, упражнение 333.

                                                                   Урок русского языка

     в 6 классе В. Учитель русского языка и

литературы Фомина Л. А.

 

Тема. Употребление местоимений.

Цель. Показать  синтаксическую и стилистическую роль местоимений в речи.

Задачи: 1.Расширение знаний о местоимении как части речи.

2.Развитие исследовательских навыков.

3.Повторение знаний о стилях и жанрах речи.

4. Обучение работе со словарями.

Оборудование: Словари В. Даля, С. Ожегова, таблица.

                            Ход урока.

1.     Организационный момент. Формулирование темы, цели, задач урока.

2.     Фаза вызова. Осмысление эпиграфа урока.

Я о себе такого мнения:

   Огромна роль местоимения!

   Я делу отдаюсь сполна.

   Я заменяю имена.

3.     Фаза осмысления. Беседа.

-         Почему эти строки можно взять в качестве эпиграфа к уроку?

-         Можно ли полностью согласиться с этим утверждением? ( Не совсем, т.к. местоимения могут заменять не только имена, но и наречия.

-         Найдите в тексте стихотворения местоимения. Укажите, на что указывает, в какой форме стоит.

-         Почему так часто употребляется местоимение «я»?

4.     Работа в тетрадях. (запись даты, темы)

-         Запишите по памяти определение местоимения как части речи. Найдите в записи местоимения, определите разряд.

5.     Взаимопроверка.

-         Назовите местоимения, вместо какого слова употреблено? Почему не взяли слов «часть речи»?

-         Какова его синтаксическая роль в предложении?

-         К какому стилю речи можно отнести записанный текст?

6.     Слово учителя.

- Лингвист Реформатский сравнивал местоимения с запасными игроками на футбольном поле или дублерами в театре, которые выходят на сцену или на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова.

Они всегда рядом со своим игроком или актером, они в любой момент готовы бескорыстно заменить его. Дублеры существительного живут вокруг древа познания. Почему?

-         Какие местоимения- имена существительные вы знаете?

-         Почему они относятся к местоимениям- существительным?

-         Дублеры прилагательного, по определению Реформатского, прилетают к поляне качеств и свойств. Почему?

-         Местоимения каких разрядов можно отнести к местоимениям  прилагательным?

-         Почему их называют дублерами прилагательных?

-         Дублерам числительного не обязательно уметь считать. Они указыают на количество предметов. Какие местоимения – числительные Вы знаете?

-         Местоимения- числительные днем и ночью приглядывают за ним. Если есть глагол, они готовы встать на дежурство. Приведите пример таких местоимений.

-         Теория без практики мертва и бесплодна. Попробуем применить наши теоретические знания на практике.

7.     «НИЛ».

В нашей научно- исследовательской лаборатории сегодня будут работать несколько отделов. Каждая творческая группа получает материал для научного наблюдения и план работы. Результаты работы оценят эксперты из числа самых компетентных в данной теме ребят

 

Подпись:                                        План исследования:
1.     прочтите текст;
2.       Определите, откуда взят текст;
3.     К какому стилю речи относится;
4.     Найдите и охарактеризуйте местоимения.

 

 

 

 

 

Карточки- задания:

1.Дети не имеют безъ имянного приказу родительского никого бранить, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо («Юности честное зерцало», напечатана повелением царского величества)

2. Никто сам себя не хвали и не уничижай и не срамоти.

3. От клятвы пианства должен каждый отрок себя вельми удержать, и от того бегать.

4. Токмо скажи, с кем обходишься, то можно признать, какое счастие тебе впредь прибудет.

8.     Защита работ.

-         У кого в записях есть пословица, синонимичная последнему царскому поучению?

-         С кем поведешься, оттого и наберешься. - Морфологический разбор местоимений.

-         Для какого стиля речи наиболее характерны пословицы и поговорки?

-         Встретились ли тексты других стилей?

-         Древнегреческий математик и физик Архимед придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое он умел назвать ,было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в 2 тысячи раз длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца..

-         Частное двух чисел называют отношением этих чисел.

-         Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.

-         В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

-         Я по- прежнему ездил помощником, но только уже с другим машинистом, осторожным стариком, тормозившим состав еще за километр до желтого светофора, а когда мы подъезжали к нему, то сигнал переделывался на зеленый, и старик опять начинал волочить состав вперед. Это была не работа: я скучал по Мальцеву..

9.     Подведение итогов экспертами.

Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь. Чтобы не повторяться в речи, имена подобрали для себя дублеров- местоимения.

         Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Буквы Ъ, Ь говорят о том, что они были в древнерусском языке. Слов- местоимений не очень много, в отличие от других частей речи. Но одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. Местоимения употребляются в простых и сложных предложениях. Они помогают объединить простые предложения в сложные, в связный текст, позволяют избежать повторов.

10.           А если в предложении используются только одни местоимения, смысл понять практически невозможно.

Например.

                   Сказали мне, что с нею вы

                   При них на берегу

                   Его ловили. Но, увы,

                   Я плавать не могу.

11.РефлексияТворческая работа. Постарайтесь изменить текст так, чтобы стал понятен его смысл.

12. Домашнее задание: написать, что случилось бы, если вдруг исчезли все местоимения из речи.

Hosted by uCoz