г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"  

Методические разработки для учителей иностранного языка

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

Приемы ТРИЗ и РКМ технологий в обучении лексико - грамматической стороне речи, В.А. Дробина

Введение

 

Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности.  Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях.

Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54)

Творчество — это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (В.И.Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского университета. 1988г., с.50)

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393).

Развиваясь, общество меняет свои требования и ставит все новые и новые задачи перед cовременной школой, в корне меняя свой социальный заказ в сторону креативности или творческости. В настоящее время от  выпускника школы требуется не только владение ЗУНами, но и способами их добывания. Он должен уметь свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Иначе говоря, наш современник должен быть интеллектуально развитым, образованным и творческим человеком.

 Очевидно, что, опираясь только на традиционную систему обучения, эти качества личности развить невозможно, поскольку в этом случае учитель будет выступать в роли «снабженца» предметными знаниями, нормами поведения, он должен руководить процессом и тянуть за собой ученика. Результатом подобного процесса обучения будет хорошо подготовленный исполнитель, не умеющий ориентироваться в условиях постоянно меняющейся действительности. В данной ситуации неоценимую пользу педагог может извлечь из методик личностно ориентированного обучения и особенно из технологии ТРИЗ, которая позволяет совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом учебные задачи и способы их решения. Она  предлагает приемы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.

ТРИЗ, пропагандируя творчество, несет в себе добро и свет познания окружающего мира.

 Набор приемов ТРИЗ – технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приемов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладевать исходной языковой базой. Как совместить эти два ключевых момента? Думается, что эти процессы должны происходить параллельно. Каждый учитель должен выбрать те приемы ТРИЗа, которые отвечают поставленным  на уроке задачам и его личному опыту и особенностям класса, в котором он работает.

При обучении лексико-грамматической  стороне речи можно использовать приемы технологии развития критического мышления (РКМ) такие как  «Кластер», «Инсерт», «Бортовой журнал», «Зигзаг-2», «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Загадка», «Круги по воде» а так же приемы развития творчества по Торренсу: «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Методика обучения составления рассказа по картинке», «Метод контрольных вопросов», «Экспертиза», «Синквейн» и др.

Зачастую лексические и грамматические единицы предъявляются учащимся как разрозненные, вычлененные из живой речи обороты. В результате такого подхода обучающиеся запоминают их, могут воспроизвести по образцу в рамках изучаемой темы, но не способны в дальнейшем свободно использовать их в своих устных высказываниях или попросту вскоре забывают. Приемы ТРИЗ позволяют видеть все лексико – грамматические явления в совокупности, применять их систематически, а не только в рамках определенной темы, а так же самостоятельно анализировать и синтезировать речевые структуры. Необходимо отметить, что невозможно отдельно обучать только  лексике или грамматике иностранного языка, поскольку все лексические единицы связаны между собой по законам грамматики. Поэтому речь идет именно об обучении лексико – грамматической стороне речи. Названные приемы ТРИЗ и РКМ облегчат и разнообразят виды деятельности учителя и обучающихся, создадут условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей.

 

Глава 1.   Приемы развития творчества по Торренсу

 

1.1. СИНКВЕЙН

 

Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них сиквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1)    В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

2)    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

3)    Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4)    Четвертая строка -  это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5)    Последняя строка  - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы  в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

 

Пример урока английского языка в 9 классе.

Тема «Let the Music begin».

Цель: Активизировать в речи учащихся Л.Е. по теме, обучать связному высказыванию по теме.

Задание: Составьте синквейн к понятию modern music

 

Результат работы учащихся:

 

MODERN MUSIC

torchy               overwhelming

transforms people                    inspires                      entertains

Modern music makes us think of life

Soundtrack of our life

 

Последующее высказывание: Modern music is torchy and overwhelming/ It transforms people, inspires and entertains them. Modern music makes us think of life. It is the soundtrack of our life.

  

1.2. Оживи картину

 

Прием «Оживи картину» является универсальным для систематизации видовременных форм глагола. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.

 

Пример из урока немецкого языка в 11классе

 

Цель: систематизировать видовременные формы глагола.

Задача: опишите картину «Три богатыря», ответив на следующие вопросы:

·        Was sehe ich auf diesem Bild?

·        Was hore ich auf diesem Bild?

·        Was fuhle ich auf diesem Bild?

·        Was geschah auf dem Bild vor einigen Minuten?

·        Was wird in ein Paar Stunden geschehen?

·        Wovon denkt Ilja Mutometz (Aljoscha, Dobrinja, das Pferd, der Weg)?

 

Результат работы учащихся:

 

 Ich sehe drei russischen Helden. Sie sind hoch auf ihren Pferden. Sie sehen fern und sind aufgeregt. Sie kummern sich um die Heimatland. Ob der Feind nah? Ich hore die Raben schreien und fuhle den Wind. Es weht und bringt Tod. Viele Menschen schlugen einander auf diesem Feld vor einigen Minuten. Bald kommt der Feind. Die Helden werden kampfen   fur die Freiheit.

 

1.3. Метод контрольных вопросов

 

Этот метод позволяет решить поставленную задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным формам. Она позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы,  кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при обучении иноязычному говорению, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный метод работы следует применять на заключительных этапах работы над темой, когда лексический запас достаточен для говорения.

 

Пример  из урока английского языка в 9 классе.

 

Тема: «What will you be»?

Цель: Активизировать речевые навыки по теме.

Задачи:

1)       Рассмотрите проблему и предложите возможные варианты ее решения: Many pupils dont like to go to school.

2)       Для формулирования решений ответьте на следующие вопросы:

·        How to make school attractive for pupils?

·        What should be changed at school?

·        What should be teachers like?

·        What subjects should be studied and shouldn’t be studied at school?

·        What is the school of your dream?

 

Результат работы учащихся:

 

The modern school should include all types of school. It must be free for everybody. Pupils should start education at the age of 6. The teachers should get a high salary and have all necessary for their work. They should be kind to their pupils and well educated people. In every classroom there should be a computer.  Religion should be studied too. There should be good sport rooms, rooms for relaxation, school cafes. It will be fine if the music sounds during the break.

 

1.4. Экспертиза

 

«Экспертиза» - это сравнение структуры и функций системы с теоретическим эталоном, а так же прикладными образцами, созданными на основе теоретического эталона. Экспертиза имеет несколько этапов:

1)    Выбор эталона.

2)    Выделение существенных признаков экспериментируемой системы.

3)    Сравнение существенных признаков экспериментируемой системы с эталоном.

4)    Оценка творческой новизны продукта деятельности.

 

Технология экспертизы имеет несколько признаков творческой новизны:

1)    аналогичная замена или копирование. Например, сохранив сюжет, внести изменения в описания, диалоги героев.

2)    Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы, отличающиеся по  строению, но выполняющие такие же функции. Например, изменение внешнего вида героя, жилища и т.д.

3)    Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений. Например, создание нового акта действия в произведении.

4)    Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением новых героев.

5)    Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении, т.е. фантазирование.

 

Критерии оценки деятельности:

1)          деятельность не осуществляется за счет разрушения или уничтожения чего – либо полезного для людей.

2)          Результат деятельности не должен препятствовать развитию других полезных и необходимых видов деятельности.

3)          Деятельность не должна требовать человеческих жертв.

4)          Результат должен приносить пользу творцу.

 

Технологию экспертизы можно с успехом применять на уроках домашнего чтения, при работе над художественными текстами, где присутствуют описания и диалоги, а так же при работе над полилогами, глее реплики героев могут быть заменены или созданы новые полилоги на заданную тему.

 

1.5. Бином фантазии

 

Прием основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе. Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием.

Пример урока немецкого в 5 классе.

 

Тема: “Tiere

Цель: тренировать учащихся в употреблении новой лексики, словообразовании, употреблении инфинитивной конструкции umzu

Задача: придумать и нарисовать универсальное животное, которого не существует пока в природе. Объяснить, зачем ему необходимы именно эти части тела.

Результат работы учащихся:

 Последующее высказывание: Mein Tier hat Hundenkopf, um klug zu sein, Vogelaugen, um gut zu sehen, Katzenohren, um gut zu horen, Vogelflugel, um zu fliegen, Adlerschnabel, um Kinder zu futtern, Hahneschwanz, um schon zu sein, Lowenbeine, um schnell zu laufen, Giraffenhals, um Obst zu essen.

 

1.6. Метод ассоциаций

 

Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной,  полезной модификации чего – либо. Он успешно применяется для тренировки учащихся в употреблении предлогов.

 

Пример урока английского языка в 6 классе.

 

Тема:Home sweet home

Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме, тренировать учащихся в употреблении предлогов.

Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего.

Даны слова:

-         a chair, a lamp, a hat, wind.

-         a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.

.

Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.

 

Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.

 

Глава 2. Приемы развиитя критического мышления

 

2.1. Кластеры

 

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Пример урока немецкого языка в 10 классе

Тема:Die Nation” .

Цель: Дать понятие слова Nation, ввести новые лексические единицы, тренировать учащихся в употреблении порядка слов в предложении, активизировать склонение прилагательных.

Задача: Составить кластеры к понятию die Nation. К каждому понятию подобрать характеризующее его прилагательное.

Результат работы учащихся:

Последующее высказывание: Meiner Meinung nach hat jede Nation ihre besondere Sprache, ungewohnliche Kultur, nationale Kuche, bestimmten Charakter, besonderes Mythen, eigene Religion,  interessante Geschichte, malerische Natur, alte Traditionen.

Примечание: на последующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их информацией.

2.2. Дерево предсказаний

 

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

 

Пример урока английского языка в 7 классе.

 

Тема: “Environment”

Цель: Обобщить полученные знания по теме, закрепить употребление конструкции Simple Future и Subjunctive mood.

Задача: В качестве эксперта экологической организации, изучить послание инопланетян и спрогнозировать возможные изменения окружающей среды на ближайшие 100 лет. 

 

Dear friends, people! You live on the one of the most beautiful planet - Earth. It is surrounded by water and shines blue in the space. Your planet servers as a home for different animals and plants and for you too, people. So many wonderful oceans and sees, wild woods and deserts, mountains and rivers can we see in the dark. A lot of peoples have a great dream to be Eathers and to breath the clean air. Stop the destroying of the wildlife and the spoiling of the environment in other way you will damage your planet. Many hundred years ago our planet was like your. But now…. Oh, now we haven’t chances for live! 

 

 

2.3. Инсерт

 

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

 

 

 

    I - interactive
    N - noting
    S - system
    E - effective
    R - reading

    and

    T - thinking

    Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

    " V " - уже знал
    " + " - новое
    " - " - думал иначе
    " ? " - не понял, есть   вопросы

 

 


   Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
   

"Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
   

·        Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .

·        Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

·        Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

·         Следующим шагом может стать заполнение таблицы

·        ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

 

 

 

Пример урока английского языка в 9 классе.

Тема: Нealthy living guide.

Задачи:

1.     Расширить познавательную сферу учащихся.

2.      Обучать изучающему чтению.

3.     Обучать оценочному высказыванию с использованием структур: \I think that\ I didn’t know that\, I am of opinion that\, it is new for me that\, I don’t understand why…..

Задание учащимся: прочтите статью из британского журнала «Healthy» и скажите, какие, по вашему мнению, симптомы сопутствуют хронической усталости?

 

 

 

         Such a strange illness!

 

When most of us hear the “word” tiredness, we immediately think about trying to have a rest.  You have attempted to sleep on Sunday and on Saturday, but without any effort. It is insomnia! You don’t feel well. You don’t have any energy, any appetite and your body isn’t fit. Besides headaches and irritation make you worry. May be it is an influence? It seems you have a temperature! What is the matter? To have a diet? To visit a doctor?  To take vitamins? To stay in bed? You are not ill and don’t feel well! You don’t want to visit your friends, to go for a walk. You are not interested in sport, music and other things. Oh, you are visited by depression! Such a strange illness! You think, that a rest should be about more than just to sleep.  But what should you do……?


 

Symptoms of chronic tiredness

 

1.     Depression

 

 

2.     Irritation

 

 

3.     Headaches

 

 

4.     Insomnia

 

 

5.     Teeth aches

 

 

6.     Backaches

 

 

7.     Sleepiness

 

 

8.     Temperature

 

 

9.     A sore throat

 

 

10.                       Any appetite

 

 

Таблица верных и неверных утверждений

 

 

Примечание: После работы над текстом и заполнением таблицы организуется обсуждение проблемы, где учащиеся используют предложенные им речевые образцы, соответствующие значкам. Например «V» - I think, that……. « - » - I didnt know that….

 

 

 

 

 

 

 

  

2.4. Загадка

 

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.  Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для  введения лексических единиц.

 

Пример урока английского языка во 2 классе.

 

Тема:Animals

Цель: активизировать лексические единицы по теме, тренировать учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения Is it…..?

Задача: угадайте, что это за животное.

 

It can jump, but it is not a kangaroo,

It can run, but it is not a dog,

It can swim, but it is not a fish,

It is strong, but it is not an elephant. 

 

(a tiger)

 

Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.

  

2.5. Зигзаг  - 2

 

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

 

Пример урока английского языка в 10 классе.

 

Тема: «What are you going to be?»

Цель: систематизировать лексический материал по теме. Обучать поисковому чтению. Обучать монологическому высказыванию с опорой на текст.

Задача: прочитать текст и найти ответ на предложенный вопрос. Чтение текста теста идет в группах по 4 человека. Каждый член группы получает только один вопрос.

Вопросы:

1.     Why is it important to choose the right career?

2.     What choices are opened to the British young people?

3.     Why do the young people taking the job spend one day a week at a College?

4.     What choices do the A-level students have?

 

  

What are they going to do?

 

Most people spend a third of their lives at work and spend more time with their work colleagues than with their families or friends. So it is important that people enjoy their work as much as possible: and enjoying work means choosing the right career in the first place.

         People in Britain can start work at the age of sixteen, though many people stay at school after this age. For all people, as they approach the end of their school lives the big question is – what are they going to do?

Most young people have several choices open to them when they leave school. Here are some of them. They can leave school at the age of sixteen and take a low-paid job, often a manual one such as working in a shop or a factory.

They can leave school at sixteen, take a job but spend one day a week at a College of Further Education learning more about the theory and practice of their work.  Many people who are learning a practical skill – for example, car mechanics, caterers, hairdressers or typists – do this. At the end of their training, they get a qualification, which gives them a better chance of promotion and higher wages.  At the same time they have gained practical experience in their job, because they have been working while training.

Many people stay at school to take A level * G.C.E.** examinations. This means working very hard and earning no money for two or three more years.  However, with A-levels, a student has more choices open to him. If he goes to a Technical College, he can get a qualification in a practical skill such as engineering, art and design, secretarial work, business studies and child-care. He can go to a College of Education and train to be a teacher. These training courses take from two to seven years.

If a student has very good results in his A-levels, he can go to university and get a degree in a subject like Languages, Maths, Philosophy, Literature or Science. This normally takes three years. However, after such an academic course, many students still have no practical skill for doing a job.

 

*    A level – advanced level

**  GCE – general certificate of education

 

 

 

2.6.    Бортовой журнал

 

 

 

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

 

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

   

   

 

   

 

   Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
          Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

 

Цитата

Комментарии

   

   

 

   В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

 

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

   

   

   

 

 

Пример урока английского языка в 9 классе.

 

Тема: «Healthy living guide»

Цель: активизировать лексический материал по теме. Обучать изучающему чтению и монологическому высказыванию на основе прочитанного.

Задача: прочитать предложенный текст. Заполнить таблицу.

  

Seven  deadly  health  sins

 

When the Bible set down the Seven Deadly Sins they were not meant to be taken literally. Few of us will die of pride envy or anger. There are, however, modern health sins which are in fact far more deadly.

Two of them  - obesity and physical inactivity are known from ancient times. They are joined by the modern bad habits: smoking, drinking too much alcohol, and the surprising “danger” of sleeping too much or too little, eating between meals and skipping breakfast. In combination, these poor health habits could double the chance of dying or lead to different diseases for those who survive.

Of course sleeping too much or too little, snacking and skipping breakfast are not quite as deadly as smoking, obesity or drinking. But they are indicative of dangerously chaotic lifestyles.

Regularity in life promotes your health. Sleeping seven or eight hours, getting up early, eating breakfast, a healthy diet and regular meals is really a good way to live.

  


 

       Результат работы учащихся:

 

 

Information of good and bad habits

Commentary

1. People can die of pride, envy or anger.

I don’t agree. There are many people which are very angry, but they live happy, have got money and a good job.

2. Obesity and physical inactivity are known form the ancient times

I agree. I think people like eating tasty food from the ancient times. That is why they have led to obesity.

3. Too much or too little sleeping is dangerous.

I am of opinion that only too little sleeping is dangerous for health.

4. Drinking alcohol and smoking are bad habits.

Quite agree.

5. Eating between meals and skipping breakfast is unhealthy.

Of course, but all the people are very busy today. They haven’t got an opportunity to have regularly meals. 

6. Poor health habits double the chance of dying or lead to diseases.

I agree. Many people for example die of cancer, because of smoking and drinking.

7. Sleeping so much as your want is good for health.

That true. Sleeping is useful.

8. Eating regularly is a good way to live.

Quite true. I’d like to have a diet too.


 

2.7. Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

 

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

 

Пример английского языка в 7 классе

 

Тема: «Do you have any problems with your friends?»

Цель: формировать навыки говорения по теме, тренировать структуру to be going to

Задачи:

(пред прослушиванием текста учащимся предъявляется картинка к тексту)

 

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы:

1)    Where is the story set?

2)    Who are the main persons?

(учащимся предъявляется фрагмент 2 текста в записи на аудиокассете)

 Вопрос:

·        What are Jackie and Terry are going to do?

(предъявляется в записи фрагмент 3)

Вопрос:

·        What is the girl going to do?

(предъявляется фрагмент 4)

Вопрос:

·        Will Terry put the cigarettes back ? Why?

(предъявляется фрагмент 5)

Вопросы:

·        What does the girl think about Terry?

·        Is Terry a true friend? Why?

2.8. Круги по воде

 

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

 

Пример из урока немецкого языка в 10 классе по теме «Nation»

 

Цель: расширить словарный запас по теме.

 

Задача: подберите как можно больше существительных к слову на соответствующую букву.

 

Результат работы учащихся:

 

N  - Natur

A - Aktivitaten

T - Traditionen

I- Intellekt

O – Ordnung

N - Nationalhelden

 

M - Meinung

Y - Yankee

T - Tradition

H - Herz

E - Eigentumlichkeit

N - Nationalitat

 

 

Литература

 

 

1.           Гин А.А.Приемы педагогической техники [Текст ]: пособие для учителя. Изд.5 /  Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.

2.           Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст]. – Минск: Беларусь, 1994.

3.           Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]. – М.: Педагогика, 1980.

4.           Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]. –М.: Педагогика, 1990.

5.           Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст]. –М.: Педагогика, 1982.

Hosted by uCoz