г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" 

Проект доклада по реализации культурно - образовательной инициативы

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
 

Проект доклада

 по реализации культурно – образовательной инициативы на получение статуса муниципальной инновационной площадки КОиН и ИПК

«Формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение»

 

1.      Общие сведения об образовательном учреждении

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13  основано в 1979 году.

Ø      Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Ø      В 2006 – 2007 учебном году в школе обучается 725 обучающихся, скомплектован 31 класс.

Ø      Средняя наполняемость классов 25 человек.

Ø      Контингент обучающихся сохраняется, что является одним из показателей высокого качества обучения.

Ø      Учреждение реализует программы традиционного и развивающего обучения;

Ø      В реализацию воспитательно – образовательного процесса  школы включены  ВУЗы-партнеры: ТУСУР, КузГПА, МИЭП, а так же учреждения дополнительного образования: Школа искусств № 55, Дом творчества № 2, Художественная школа № 28, Центр научных основ здоровья и развития личности «ЗОВ», Центр технического творчества «Меридиан», физкультурно – оздоровительный комплекс Новоильинского района.

Ø      Материально-техническое оснащение школы обеспечивает реализацию требований государственных образовательных стандартов и позволяет осуществлять образовательную деятельность на качественном уровне.

Ø      Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Преподавание осуществляют 54 педагога. 72% педагогов имеют  высшую и первую квалификационную категорию, 11 человек имеют звание Почетного работника общего образования, 2 учителя  - звание Отличника народного просвещения, 1 педагог  - звание Заслуженного учителя РФ, 1 педагог является победителем  муниципального и финалистом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2006», 1 педагог – лауреат районного конкурса «Учитель года 2007».    Средний возраст учителей от -  40 до 45 лет.

Ø      В школе действует медико-психологическая служба;

Ø      Социальный состав родителей обучающихся разнороден: рабочие металлургических и угольных предприятий (72%), служащие и работники социальной сферы (21 %), безработные (7%).

Ø      Процент качества успеваемости остается стабильным с небольшой динамикой роста и составляет в целом по школе 65%;

Ø       Количество учеников, поступающих в ВУЗы после окончания школы, составило на конец 2006 гола 88%;

Ø      Школа поддерживает перемены, происходящие сегодня в области образования. Учреждение осуществляет предпрофильную подготовку. В 2007-2008 году планируется переход на профильное обучение, и, соответственно, новый БУП.

Ø      В учреждении действует внутришкольная система повышения квалификации, школьное научное общество.

Ø      Учреждение принимает активное участие в диссеминации ценного педагогического опыта через организацию и участие в семинарах, конференциях, Днях науки, конкурсах профессионального мастерства.

Ø      Педагогический коллектив школы имеет высокую мотивацию к саморазвитию и опыт осуществления инновационной деятельности (с 1997 года по 2000 год школа являлась муниципальной инновационной площадкой по отработке модели школы Русского стиля).

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о наличии условий в образовательном учреждении для осуществления инновационной деятельности.

 

2. Проблемно – ориентированный анализ образовательного учреждения.

 

Для  выдвижения культурно – образовательной инициативы на получение статуса инновационной площадки был проведен проблемно – ориентированный анализ образовательного учреждения. Оценено совокупное влияние факторов внутренней среды школы (уровень квалификации педагогов, степень материально – технического и учебно – методического оснащения учреждения, конкурентоспособность учреждения в рамках муниципальной системы образования) и факторов внешней среды (совокупность социальных, экономических, политических, технологических), влияющих на жизнедеятельность образовательного учреждения.

На основе проделанного проблемного анализа образовательного учреждения можно сделать следующие выводы:

1.                      Приоритеты образовательной политики государства создают предпосылки и благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности образовательного учреждения.

2.                      Социальный заказ общества на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, обладающих высокой степенью креативности, рефлексивной культурой и конструктивностью, создает необходимость формирования творческой образовательной среды за счет использования ТРИЗ и РКМ технологий в образовательном процессе школы.

3.                      Кадровый потенциал школы, наличие в коллективе опыта инновационной деятельности и  высокой мотивации к саморазвитию делают возможным создание на базе образовательного учреждения муниципальной инновационной площадки по формированию творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение.

Для обеспечения качества образовательного процесса определены приоритеты в деятельности образовательного учреждения:

В содержании образования:

1)      Переход  на БУП -2004.

2)      Внедрение в образовательный процесс технологий ТРИЗ и РКМ.

3)      Использование в преподавании учебных дисциплин проблемных и исследовательских методов обучения, нетрадиционных форм организации образовательного процесса, информационно – коммуникационных технологий обучения.

В  структуре воспитательно – образовательного процесса:

1)      Разработка медико – психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса.

2)      Создание условий для  работы по индивидуальным учебным планам и в малых группах.

3)      Открытие профиля обучения.

4)      Включение в содержание элективных курсов проектно – исследовательской деятельности, организация  профессиональных проб.

В работе с педагогами:

1)      Освоение новых программ и УМК.

2)      Изучение научных основ технологий ТРИЗ и РКМ.

3)      Подготовка к инновационной деятельности через  курсы повышения квалификации, внутришкольную систему повышения квалификации, семинары и самообразование.

4)      Повышение компьютерной грамотности педагогов через  курсы повышения квалификации и практическую деятельность.

В ресурсном обеспечении:

1)      Улучшение материально – технического оснащения, достаточного для качественного осуществления воспитательно – образовательного процесса средствами, полученными от реализации платных образовательных услуг, участия в конкурсах.

2)      Обеспечение образовательного процесса необходимым программным и учебно – методическим материалом.

В управлении образовательным учреждением:

1)      Определение вариантов изменений (структуры, состава административной команды или их функционала) и выбор наиболее эффективных в связи с началом инновационной деятельности.

2)      Повышение мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

3)      Организация эффективной работы коллектива внутри временных проблемных групп, методических объединений.

4)      Организация методической работы по сбору и обработке информации о ходе эксперимента, обобщению и предъявлению результатов.

 

3.Концептуальное обоснование проекта.

Высокий динамизм современной жизни, научно-технический про­гресс, сложность задач, стоящих перед  нашим  обществом, требует постоянного наращивания творческого потенциала обществе, культивирования творческого мышления как атрибута свободной личности.

Однако существующая логика изучения основ наук  и применяемые способы педагогического воздействия на учащихся не ориентированы на активный характер познавательной деятельности, а значит не в состоянии преодолеть инертность мышления школьников, сделать его продуктивно- творческим. Это рождает в образовательном процессе ряд противоречий, требующих разрешения:

1.                       Низкая динамика роста познавательных потребностей школьников и мотивации к учению в целом, что ведет к снижению качества знаний.

2.                       Отсутствие индивидуализации обучения, которая предполагает учет индивидуальных особенностей, склонностей и способностей каждого ученика;

3.                       Несформированность рефлексивных механизмов личности школьника к концу обучения и, как следствие, трудности в профессиональном самоопределении.

4.                       Низкий уровень общей культуры и воспитанности школьников.

 

Разрешение возникших противоречий возможно лишь при переводе традиционной школы в школу творческого развития личности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования творческой образовательной среды.

 Под образовательной средой мы будем понимать проектируемую и создаваемую субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определённые связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования.

Творческая образовательная среда  - это среда развивающего типа, создающая условия для снятия психологических барьеров развития учащегося и тем самым обеспечивающая возможность проявления и развития потенциальных способностей школьников на основе творческой природы  психики.

Процесс творческого развития личности ребенка осуществляется на всех трех этапах обучения (начальное, среднее  и старшее звено) и имеет своей целью создание условий для оптимального развития способностей,  творческого потенциала и формирования основных компетенций, необходимых для успешного профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся.

Процесс обучения и развития неразрывно связан с процессом воспитания. Основные направления деятельности в воспитательной работе это:

Ø      Учение.

Ø       Нравственность.

Ø      Здоровье и здоровый образ жизни.

Ø      Досуг.

Ø      Подготовка к выбору профессии.

4. Методологический аппарат исследования.

 

На основании выделенных в воспительно – образовательном процессе проблем можно определить тему исследования: «Формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение».

   Цель эксперимента: разработка и апробация модели творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и оценить имеющиеся теоретические положения, раскрывающие сущность, закономерности творческого и критического (рефлексивного) мышления, пути его формирования в системе школьного обучения.

2. Определить психолого-педагогические и организационные особенности формирования полноценной творческой учебной деятельности у школь­ников разных возрастов в условиях профильной школы.

3. Создать необходимые условия для проведения эксперимента (совершенствовать материально – техническую базу учреждения, обеспечить грамотное научно – методическое и медико – психолого – педагогическое сопровождение  образовательного процесса, обеспечить переход на профильное обучение, повысить квалификацию педагогов).

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности модели творческой образовательной среды.

5. Обобщить опыт, полученный в ходе эксперимента и организовать мероприятия по его предъявлению и распространению.

Инструментом создания творческой образовательной среды являются  ТРИЗ и РКМ технологии.

Объектом исследования является – образовательная среда школы в условиях перехода на профильное обучение.

Предметом исследования являются – организационно – педагогические условия формирования творческой образовательной среды в условиях профильной школы.

Гипотеза исследования: формирование творческой образовательной среды в условиях перехода на профильное обучение будет возможным, если создать следующие организационно – педагогические условия:

 

1)                             Наличие административной команды, владеющей теорией и практикой управления инновационными процессами в учреждении.

2)                             Наличие материально – технической базы, научно – методического сопровождения и  программного обеспечения, необходимого и достаточного для осуществления качественного образовательного процесса в инновационном режиме.

3)                             Педагогический коллектив подготовлен к  работе в инновационном режиме.

4)                             Организация образовательного процесса осуществляется на основе БУПа-2004.

5)                             Преподавание учебных дисциплин, а также элективных курсов ведется на основе компетентностного подхода с использованием ТРИЗ и РКМ технологий.

 

Основные методы исследования: анализ научно – педагогической литературы, мониторинг, проектирование, моделирование, эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных, обобщение инновационного опыта.

Теоретическая значимость эксперимента состоит в определении  организационно – педагогических условий и создании самой модели творческой образовательной среды в условиях профильной школы.

Практическая значимость эксперимента состоит:

Ø      в повышении творческого потенциала и рефлексивной культуры подрастающего поколения и, как следствие,  его успешном профессиональном самоопределении и дальнейшей социализации;

Ø       в повышении профессиональной компетентности педагогов и административной команды образовательного учреждения;

Ø      в создании пакета  диагностических материалов для сопровождения образовательного процесса в условиях творческой образовательной среды;

Ø      в создании банка публикаций научно – методического характера, описывающие закономерности и предлагающие конкретные приемы для формирования творческого и критического мышления обучающихся в профильной школе;

Ø      в приобретении  новых конкурентных преимуществ образовательного учреждения в условиях перехода на нормативно – подушевое финансирование;

 

Этапы исследования.

 

Для успешной реализации проекта предполагается четыре этапа в организации экспериментальной деятельности: диагностико – прогностический, организационный, практический и обобщающий.

 

Ожидаемые результаты:

- экспериментальное подтверждение эффективности модели творческой образовательной среды (развитие творческого потенциала обучающихся, повышение качества успеваемости, успешное профессиональное самоопределение);

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- пакет  диагностических материалов для сопровождения образовательного процесса в условиях творческой образовательной среды;

- публикация разработок научно – методического характера, описывающие закономерности и предлагающие конкретные приемы для формирования творческого и критического мышления обучающихся в профильной школе;

- диссеминация ценного педагогического  опыта;

- отчет о результатах экспериментальной деятельности.

 

Hosted by uCoz