г.Новокузнецк, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"   Методические разработки для математиков

Домашняя
директор
инновац.деят.
пед.мастерская
совет учрежден.
совет старшекл.
научное общест.
классный руков.
справка
новости
здоровье
спорт
фотоальбом
гостевая
обратная связь
                   1 2 3 4

1.Приемы РКМ на уроках математики. Н.М. Добрецова

ПРИЁМЫ    РКМ  -  НА   УРОКАХ

 БАЗОВЫЙ   ЛИСТ   КОНТРОЛЯ  (приём устного опроса)

 Пример использования приёма «Базовый  лист» на уроке алгебры и   начал   анализа в 11 классе

 Тема:  «Повторение. Определение  производной. Производные тригонометрических функций. Правила вычисления производных, применения производной».

Цель:  Активизация деятельности обучающихся при повторении материала.

 Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. На первом же уроке он вывешивается на стенд. В нём перечислены основные понятия, формулировки, и формулы, которые обязан знать каждый. В старших классах можно его сделать «двухэтажным».  Первая половина -  обязательный минимум для всех.  Вторая, отделённая чертой, содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать ВУЗовский экзамен.

А-11;         Базовый лист по теме: «Производная»

Определение производной

Производной функции  f  в точке  называется число, к которому стремится отношение

                  

при   , стремящемся к нулю

 

Правила вычисления производных

1.

2.

3. , где С – постоянная

4.

5. .

Производные тригонометрических функций

1.

2.

3.

4.

Уравнение касательной

 

 

Формула Лагранжа

Какой формулой можно добавить указанный  перечень?

 

2.Прием "Лови ошибку". Н.М. Добрецова

 

ПРИЁМЫ   ТРИЗ   -  НА   УРОКАХ

 ЛОВИ ОШИБКУ          (приём для  устного опроса)

 Это – универсальный приём. Он может использоваться и в работе по группам, и в индивидуальной работе. А также на разных этапах урока:

·        в начале – при устных упражнениях или при повторении

·        в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления

·        в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Ребята ищут ошибку, лучше группой, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, выбирают спикера и предлагают свой аргументированный вариант ответа.

 Пример   использования   приёма   «Лови ошибку»   на уроке алгебры   в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

 Найди ошибку в следующих заданиях:                          ответы:

·                                                            ---

·                                           неверно, д.б.:  -5

·                                                                         ---

·                                           неверно, д.б.:   

·                                      неверно, д.б.: 40

·                                                                            ---

·        Сократить дробь:            неверно, д.б.:

·        Освободитесь        от     иррациональности    в   знаменателе:                                               неверно, д.б.: .

 

 

3.Прием "Зигзаг" на уроке математики. Н.М. Добрецова

Тема урока: «Масштаб»

Цель урока: использовать пропорцию для нахождения расстояния на местности и расстояния на карте.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1.      Заранее дать задание: найти перевод с немецкого слов «масс» и «штаб».

2.      Встречались  ли вы  раньше  со  словом, которое стоит  в  теме  нашего
урока?

П. Постановка целей урока.

Тема нашего урока «Масштаб». Что же это такое? Какими сведениями вы уже располагаете? «Мае» - от немецкого - мера, «штаб» - палка. Получается «Палку меряю?»

Показать карту острова сокровищ

Что означает запись в углу? А если причалить в Бухте пиратов, то сколько километров идти до сундука с кладом? Давайте уз наем, что такое масштаб и как им пользоваться.

III. Формирование новых знаний.

        Дать определение масштаба

        Виды масштабов.

        Определим масштаб на карте разбойников.

В одном сантиметре на карте 800000 см на местности. Переведём в км: 800000 см = 8000 м = 8 км, т.е. в 1см на карте 8 км на местности. Теперь измерим линейкой расстояние от бух ты до клада и узнаем, что нужно. Сделаем вывод.

ГУ. Формирование умений и навыков.

1). Задача. Когда Буратино бежал из Страны Дураков, он проделал путь в 12 км. Какова на карте длина отрезка, соответствующего этому расстоянию, если масштаб равен 1:100000? Запись в тетрадях:

В 1 см на карте -------------  100000 см на местности

В х см на карте -------------  1200000 см на местности

Составим пропорцию:   1 : х= 100000: 1200000, найдём средний член пропорции. Х=12.

Ответ: 12 см отрезок на карте. 2). Приём ТРИЗ — технологии «Зигзаг - 2».

Класс разбит на 4 группы. В каждой — 3 спикера, они позже пойдут в другие группы Содержание задач одинаковое, но задание у каждой группы - своё.

Самостоятельная работа: № 808. 1-я группа : кухня и ванная; 2-я группа : кухня и меньшая комната; 3-я группа : обе комнаты; 4-я группа : вся квартира.

В каждой группе обсуждено и выбрано решение. Записывают. Затем из каждой группы в три других идут спикеры и рассказывают решение своей задачи, в свою очередь записывая решение трёх других. Затем возвращаются в первоначальные группы и теперь уже у всех полученных решений записывают вывод, располагая соответствующие площади, например, в порядке возрастания (убывания).

Проверка - на доске.

V. Итог урока.

Итак, мы познакомились с масштабом и научились им пользоваться.

VI. Домашнее задание.

1.  Практическое задание: Найти по атласу расстояние от
нашего города до двух любых городов.

2.          № 818.

 

 4.Приемы РКМ на уроке математики Н.М. Добрецова.

Тема  урока: 

  «Наглядное представление статистической информации»

 

Учебные аспекты:  

·        Способствовать формированию у учащихся умения собранные статистические данные наглядно представлять и интерпретировать.

·        Формировать навыки использования математических пакетов в наглядном представлении статистической информации.

 

Развивающие аспекты урока:

·        Развивать навыки систематизации и обобщения собранной статистической информации, используя, в том числе, компьютерные технологии.

·        Развивать умения представлять статистическую информацию в виде таблиц, полигонов, гистограмм, столбчатых и круговых диаграмм.

 

Воспитательные аспекты урока:

·        Способствовать осознанному выбору профиля обучения.

·        Воспитывать коммуникативные навыки при работе в команде.

·        Воспитывать чувство уважения к хорошо выполненной работе своей или товарища, осознания её ценности, значимости для себя и для других.

 

Учитель: К сегодняшнему уроку вы учились собирать статистическую информацию и  собранную информацию наглядно  представлять в виде таблиц и таблиц частот.

 С 5-го класса вам знакомы некоторые способы представления информации в виде графиков и диаграмм.

В прессе можно довольно часто встретить таблицы и диаграммы, но правильно читать и понимать их могут не все.

 После сегодняшнего урока вы сможете более профессионально читать и понимать ту информацию, которую вы встречаете в газетах, журналах, Интернете.

 

Стадия -  вызова

Урок будет включать элементы игры.

Так, мы проведём полугодовой отчёт некоторых отделов нашего Открытого Акционерного Общества «Зёрнышко»   с целью принятия Советом Директоров решения о рентабельности нашего предприятия.

Предлагаю  заслушать:

·        планово – экономический отдел

·        отдел менеджмента и

·        отдел кадров

в конце заседания, как итог, просим отдел экономической стратегии предоставить краткую записку с прогнозом ближайшего развития нашего предприятия.

 

В ходе сбора информации к этому собранию вы пользовались различными терминами. Сейчас вам будет предложена таблица. Укажите, какие слова в  ней относятся к статистическим терминам. Для этого  используйте значки «+», «-», «?», «W», которые будут означать соответственно:

«+» - да

«-» -  нет

«?» - сомневаюсь

«W» - не знаю,   относится ли это слово к статистической информации:

 

Статистический ли это термин?

Ответ

(+,-,?,w)

1

Размах

 

2

Конкуренция

 

3

Сотрудничество

 

4

Мода

 

5

Среднее арифметическое

 

6

Частота

 

7

Прибыль

 

8

Кредит

 

9

Интервальный ряд

 

10

Репрезентативность

 

 

Для более быстрого подсчёта данных заполните, пожалуйста, таблицу частот знаков:

 

Таблица частот

+

-

?

w

 

 

 

 

 

У кого 4 знака «+»?  У кого   5, 6, 7, больше?      (зачитать один ответ)

Объясните, как вы понимаете слово «репрезентативность»? (ответ (6´)

 

Стадия   закрепления

 

Выслушивая отчёты, прошу фиксировать ключевыми словами или знаками, какая информация, по вашему мнению, является для нашего собрания наиболее важной. Затем поделитесь мнениями в отделах.

 

Слово предоставляется планово-экономическому отделу.

 

Отдел: Отдел предоставляет репрезентативную, т.е. отражающую характерные особенности выборку данных  по;

1.     Расходу    материалов 

2.     Амортизации оборудования

3.     З/плате  и  социальному страхованию

Отчёт  планово-экономического  отдела по  затратам

( в  расчёте на 500 тыс. руб.)

 

месяц

 

расход

материалов

(тыс. руб.)

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

материалов

(тыс. руб.)

 

140

 

150

 

150

 

155

 

160

 

170

Амортизация оборудования

(тыс. руб.)

 

20

 

20

 

20

 

21

 

19

 

19

З/плата  и

социальное

страхование

(тыс. руб.)

 

180

 

185

 

190

 

190

 

192

 

190

 

Как производился расчёт отдельных данных можно увидеть на слайде

В представлении данных применялись приёмы нахождения среднего арифметического или медианы упорядоченного ряда чисел.

 

Учитель. В каком виде была статистическая информация до

составления таблицы ?

Каким условиям должна удовлетворять выборка, чтобы по ней можно было судить о генеральной совокупности?

 

Обратите внимание на достоинства приведённой таблицы: её полноценное прочтение (указаны месяцы, единицы расходов), лаконичность, конкретность, удобство для чтения. В этом и состоит преимущество табличного, т.е.  наглядного представления статистических данных.

Можно ли данные таблицы представить по-другому, но обязательно наглядно?

 Вы знакомились с построением диаграмм в 5 классе .Можно ли их использовать для представления статистической информации?

 Можно ли построить столбчатые диаграммы, соответствующие 3-м статьям затрат на одном рисунке? Вопрос: как их различить?

Уточним, какие данные откладываем на  осях координат и в каких единицах измерении?

На горизонтальной оси – отчётные месяцы: июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Изобразите их римскими цифрами VII, VIII, IX, X, XI, XII.

Вертикальная ось соответствует статьям расходов, выраженных  в тыс. руб.

Обратите внимание на амортизацию. Эта статья считается - нормой,  если она не превышает 10%-ый барьер общей статьи расходов. Так ли это в нашей таблице? Амортизация – в норме или превышает?

 

По данным таблицы будем строить столбчатую диаграмму. А было бы удобно строить диаграмму без таблицы?

На панели инструментов нажмите пиктограмму Добавление диаграмм». Удалите предыдущие данные. Введите номера месяцев VII, VIII, IX, X, XI, XII на горизонтальную ось, а на вертикальную – статьи расходов и проставьте в вашу таблицу построения диаграмм предоставленные данные  на первой строке – по расходу  материалов, на второй – по амортизации оборудования и на третьей – по з/плате и соц. страхованию.

. По окончании заполнения таблицы подведите курсор к области построения диаграмм и выберите «Тип диаграммы» – столбчатый. Посмотрите, что у вас получилось. Сравните ваши диаграммы с диаграммами  соседей и  тем, что вы видите  на слайде.

Отдел: По данным таблицы и диаграммы виден рост расходных материалов, т.к. мы осваиваем новые виды продукции и они хорошо покупаются. Очевиден также  рост заработной платы. Амортизация оборудования – в пределах  нормы.

 

Учитель: Проанализируем, как изменяются статьи затрат?

Что показано по месяцам из первой строчки таблицы ?

Из второй строчки?

Из третьей строчки таблицы?

А где удобнее видеть  эти изменения: в таблице или на диаграмме?

 

Слово отделу менеджмента. Также прошу делать отметки о работе отдела.

 

Отчёт отдела менеджмента по затратам и реализации

( в расчёте на 500 тыс. руб.)

         месяц

 

(тыс.руб.)

 

VII

 

VIII

 

IX

 

X

 

XI

 

XII

Фактическое выполнение услуг

 

500

 

500

 

500

 

500

 

500

 

500

 

Затраты

продукции

 

 

340

 

355

 

360

 

366

 

371

 

379

 

Реализация

продукции

 

 

400

 

450

 

300

 

400

 

480

 

420

 

Прибыль

 

 

60

 

95

 

- 60

 

34

 

109

 

41

Как производился расчёт данных показано на примере декабря месяца на слайде:

 

Подпись: Расчёты по затратам и реализации
Затраты:
Генеральная совокупность: 379, 385, 379, 372, 384, 375
Упорядоченный ряд: 372, 375, 379, 379, 384, 385
Медиана: 379.
Реализация: 
Генеральная совокупность: 411, 417, 423, 441, 413, 415
Упорядоченный ряд: 411, 413, 415, 417, 423, 441
Среднее арифметическое: 420.
Прибыль: 420 – 379 = 41.

 

 

 


 

 

 

 

Учитель: Эта информация – самая интересная, т.к. видна прибыль. Работая так же, как с предыдущей таблицей, покажите динамику изменения статистических данных по затратам и реализации с помощью другой формы наглядного представления, а именно: в  виде – полигона.

Сравните, построенный вами полигон с тем, что построили ваши  соседи.

Учитель: Чем, по-вашему, полигон отличается от графика функции?

 А чем – столбчатая диаграмма – от гистограммы?

Отдел: По данным, приведенным в таблице и диаграмме видно, что в сентябре месяце предприятие несло серьёзные убытки. Видно, что затем картина неуклонно выправляется.

                                                                                                                     (30´)

             Учитель: Как можно по этим двум полигонам судить о работе предприятия? Как изменились затраты в сентябре? Где можно нагляднее увидеть динамику изменений на столбчатой диаграмме или на полигоне? Почему? А если сравнить с таблицей? Где нагляднее?

Как виден убыток в таблице? А как на полигоне?                                 (32´)

 

Слово отделу кадров.                                

Отчёт  отдела кадров

по уровню образования работников

ОАО «Зёрнышко»

( штат предприятия составляет 900 человек)

 

Образование персонала

Кол. человек

Высшее

252

Средне-специальное

341

Среднее

254

Начальное

53

 

Учитель: Данные этого отдела представлены одним видом статистических данных – количеством человек. Каким видом диаграммы можно здесь воспользоваться?  Как отличить данные одного показателя от другого? Какие единицы возьмете по горизонтальной  оси? А по вертикальной?

Отдел: Образовательный уровень концерна «Зёрнышко» по сравнению с другими предприятиями этой отрасли – довольно высокий, но доводим до сведения Совета Директоров, что по данным Министерства Образовательных Технологий для роста рентабельности предприятия необходимо ежегодное совершенствование квалификации работников не менее, чем на 12%, что составит для нашего предприятия – 108 человек в год.                    (38´)

Итог собрания. Слово отделу экономического прогнозирования 

В наглядном представлении статистических данных хорошо видна положительная динамика. Это позволяет сделать вывод о дальнейшей экономической устойчивости нашего акционерного общества.

Слово Совету Директоров.

Данные, предоставленные отделами в виде таблиц, сегодня мы увидели в виде наглядных диаграмм и полигонов. Они говорят о рентабельности нашего предприятия. Спасибо всем за хорошую работу!

Учитель: Итак, сегодня каждый из вас увидел, что статистическую информацию можно наглядно представлять различными способами и это даёт возможность принимать быстрые и правильные решения. Думаю, что ваша возросшая компетенция в области статистики пригодится вам в будущем.

Дома: постройте гистограммы из дополнения к учебнику под № 8.28 и 8.32, чтобы проверить своё умение и в других ситуациях наглядно представлять статистическую информацию.

                  Проверила:   зав. кафедрой алгебры, геометрии, теории и

                                        методики   обучения   математике   КузГПА,

                                        д-р пед. наук _____________Любичева В. Ф.

                 

                 Подпись Любичевой В. Ф. удостоверяю

                 Начальник   ОК  КузГПА  _____________Баранова Н. Н.

Hosted by uCoz